ИЕРУСАЛИМ: 7 июля 2007 г.
Паломники Русской Зарубежной Церкви поклонились Живоносному Гробу Господню и Голгофе
В пятницу 6 июля паломники Русской Зарубежной Церкви во главе с епископом Кливлендским Петром молились у Живоносного Гроба Господня и Голгофы, а затем направились к месту явления Воскресшего Христа святой равноапостольной Марии Магдалине. Здесь паломники приложились к святыням храмов, окружающих это место, и выслушали глубоконазидательное поучение епископа Петра, после чего проследовали к «Русским Раскопкам».
Как видно из Евангелия, Голгофа и «близко» бывший гроб, высеченный в скале в саду Иосифа Аримафейского, были «недалеко от города»: значит вне города, как и апостол Павел говорит, что «Иисус... вне врат пострадати изволил» (Евр. 13, 21).
Нынешняя стена, отделяющая старый город с запада от еврейской его части (между Дамасскими воротами и цитаделью) не существовала во времена Спасителя. Городская стена в то время проходила восточнее, хотя и недалеко отсюда, и имела ворота в эту сторону, получивших название «Судных», т.к. возле них римляне произносили окончательный приговор своим осужденным на казнь. Стена эта была воздвигнута в VIII веке до Р.Х. Иудейским царем Езекией при наступлении на город ассириан, и восстановлена два века спустя после общего разрушения города неприятелем. В таком виде она и стояла «во дни оны», и Господь Спаситель, идя на Голгофу с крестом на плечах, несомненно прошел ее через Судные врата, выходя за город.
Старинная стена и Судные врата в ней обнаружились неожиданно в 19-м веке при покупке Русским Правительством участка у аббиссинцев, вблизи храма Святого Гроба Господня. Этот участок предполагалось использовать для постройки здания русского консульства, но при расчистке места архитектор наткнулся на остатки массивной стены, камни которой с их характерной обтеской свидетельствовали об ее эпохе. Постройка была приостановлена; начались раскопки под руководством тогдашнего Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина). Научными изысканиями было окончательно установлено, что найденная стена являлась внешней городской стеной во времена Спасителя. Она уцелела на высоту 2-2-х с половиной метров. Между двумя пилястрами ее обнаружен порог, потертый, лоснящийся от шагов, с ясными следами выбоин для засова и петель бывших здесь ворот. В ту и в другую сторону от порога идут неровные плиты древней мостовой. Так как эти ворота - ближайшие к Голгофе, то не остается сомнений, что это - Судные врата древности и что Божественный Крестоносец переступил этот порог.
На участке были обнаружены и другие ценные остатки. Открылась целая арка на двух колоннах, относящихся к древнему зодчеству разных времен. Это открытие дало понять, что до этого места простиралась базилика Константина Великого над Гробом Господним, и арка эта - остаток пропилей, которые окружали весь грандиозный Храм!
Открытия эти были признаны учеными всего мира. Русское консульство решило строить в другом месте, а над этим священным местом - последним этапом Крестного пути - был воздвигнут храм, немного повыше священного порога на обнаруженной одновременно широкой площадке, повидимому тоже относившейся к базилике Константина Великого. Посреди площадки был найден каменный престол, вероятно придельного храма базилики, которая, как известно, покрывала целый ряд священных мест одною крышей. Этот престол оставили стоять посреди, а перед ним на восток воздвигли алтарь и иконостас, освятив храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Священный порог поместился в том же здании, при котором было выстроено несколько комнат для сдачи в наем паломникам. Порог покрыт деревянной рамой со стеклом. Позади него высится большое Распятие на обломке местного камня. Слева тянется древняя стена, упираясь в стену здания, на которой висит большая икона, изображающая Спасителя, несущего крест. Эти грандиозные остатки стены выходят за пределы русского участка и продолжаются на территории прилегающего абиссинского монастыря.
К священному Порогу русское духовенство исходит в Великий Четверг из Гефсиманского храма святой Марии Магдалины вечером, после утрени и чтения 12 Евангелий, со свечами и пением, сопутствуемое русским населением Святого Града, и там завершается Страстная служба в этот день, когда Церковь вспоминает мироспасительное страдание Своего Главы, на том самом месте, где Он восходил на Голгофу под тяжестью Креста. Храм «Раскопок» окормляется духовенством Русской Духовной Миссии (Русской Зарубежной Церкви) в Иерусалиме.
6 июля вечером паломники молились за всенощным бдением под праздник Рождества Иоанна Предтечи в Спасо-Вознесенском монастыре на Елеоне.
Наиболее впечатляющим моментом этого первого дня в Иерусалиме было пение молодежью пасхальных песнопений у Гроба Господня, которое она совершала со благоговением, слезами и поминовением родных и друзей.