На главную

 

Дань Памяти
уникальный концерт

Татьяна Черкасова, для Русской Жизни

3 февраля 2017 года в Сан-Франциско состоялся уникальный концерт: самые известные хоровые коллективы района Залива вышли на подиум католического собора Star of the Sea, чтобы почтить память погибших в авиакатастрофе музыкантов прославленного российского ансамбля им. Александрова, а также лётчиков, журналистов, доктора Елизаветы Глинки, летевших в Сирию с гуманитарной миссией. Причина трагедии, произошедшей 25 декабря 2016 года, до сих пор остаётся загадкой, хотя прошло сорок дней с момента падения авиалайнера ТУ-154 у побережья Черного моря. Событие это потрясло представителей творческой интеллигенции и любителей музыки многих стран: в один день ансамбль потерял половину своего исполнительского состава, в основном, молодых хористов и оркестрантов. С ними летел и их руководитель - выдающийся военный дирижёр Валерий Халилов.

Гибель русских музыкантов настолько взволновала калифорнийца Пола Эндрюса, что он решил почтить их память своеобразным музыкальным приношением. В кратчайшие сроки господин Эндрюс решил вопрос с помещением, собрал участников, составил оригинальную режиссёрскую экспликацию программы, подключил к распространению рекламы все русские общественные организации Сан-Франциско. И вот при огромном скоплении народа Музыкальная Дань Памяти погибшим превратилась в торжество и прославление русской хоровой традиции. Много лет назад, девятилетним мальчиком, Пол Эндрюс впервые услышал русский хор – это был именно хор ансамбля им. Александрова. Голоса солистов и красота русской песни захватили воображение юного американца. Закончив Йельский университет, он влился в состав мужского хора «Славянка». Тридцать семь лет Эндрюс отдал творческой и административной работе в хоре: гастроли, поездки, поиск оригинального репертуара и, главное , бесконечные репетиции, шлифовка русского произношения... Так русская песня стала важнейшей частью жизни Пола Эндрюса, строителя по профессии.

По признанию Генерального консула РФ в Сан-Франциско С.В. Петрова, присутствовавшего на концерте, именно этот факт поразил его более всего: «Частная инициатива и организаторский талант любителя русской музыки в Америке привели к столь выдающемуся результату...». И действительно, если бы не канонические правила, запрещающие аплодисменты после духовных песнопений, огромные своды католического храма гремели бы восторженными овациями.
Начался вечер колокольным перезвоном и минутой молчания. Звонарю Виктору Авдиенко была отведена в программе очень важная роль: при смене хоров на сцене он исполнял мастерские колокольные импровизации. Таким образом при огромном составе участников удалось избежать звуковых заминок и пустот в программе. Ещё одна талантливая режиссёрская задумка Пола Эндрюса в интродукции – построить хоры по периметру зала. Благодаря этому «Вечная память» прозвучала очень пронзительно и мощно. Публика оказалась окружённой певчими со всех сторон, и голоса, устремившиеся в купольное пространство, акустически многократно усилились. Такого эффекта невозможно добиться никакой электроникой. Многие слушатели потом признавались , что в этот момент ощущали звук буквально каждым сантиметром кожи...

Как ни хотелось бы избежать банальностей, но без главного вывода не обойтись: каждый из четырёх, участвовавших в программе хоров – по-своему уникален. Хор храма Всех Русских Святых (г. Бурлингейм) под управлением Андрея Руденко – не большой, но очень слаженный, с хорошим балансом вокальных партий, с приятными, сочными сопрано. Привлекает ровностью, точностью, деликатностью нюансировки, бережным, экономным динамическим рисунком. Это в прямом смысле слова – хор строгой церковной традиции. Выступление этого ансамбля – как, впрочем, и всех остальных, - было построено по принципу «от мрака к свету», от боли – к надежде. Скорбный молитвенный настрой первых композиций сменился к финалу ликующими юбиляциями «Хвалите Господа с Небес» Чеснокова, где женские голоса блеснули ярким, праздничным тембром, словно символизируя торжество жизни Вечной. Лёгкое, истаивающее, «ангельское диминуэндо» финальных тактов заставило по достоинству оценить мастерство и тщательную работу над партитурой всех певчих и прежде всего регента.

Сильная сторона Архиерейского хора Кафедрального Собора ( г. Сан-Франциско) – мощная мужская группа. Дирижёр Владимир Красовский – мастер крупного, ясного жеста. Даже зритель ощущает колоссальный заряд энергии, идущий от волевого, решительного «предводителя» хора, со скульптурной отчётливостью и выразительностью дающего указания своим певчим. Этому ансамблю удалось продемонстрировать мастерство хоровой техники с «разрастанием» и дроблением вокальных групп, с применением «цепного дыхания», больших динамических контрастов. Второй номер - «Со Святыми упокой» (в аранжировке M.Константинова) - превратился в полотно огромной внутренней силы при минимуме выразительных средств. И вновь финальные аккорды прозвучали торжественно, победно, жизнеутверждающе... Не забудем отметить представителя славной музыкальной династии, солиста хора Р.Красовского, внесшего большой вклад в успех общего дела и выслушавшего море эмоциональных комплиментов в свой адрес.

Хор «Диакониа» под управлением Сергея Рябченко (г. Сан-Франциско), напротив, старается избегать внешней аффектации. Это скорее ветвь «интеллектуального православного пения». Выпускник Московской консерватории, виолончелист по первой профессии, Сергей Рябченко в последние годы раскрылся как талантливый композитор, чьи произведения активно исполняют и в России. Его мужской хор в определённом смысле выполняет роль творческой лаборатории, где оттачиваются оригинальные авторские приёмы, и где с каждым годом растёт мастерство Рябченко-дирижёра. Стоит отметить большую культуру звука, однородность, выверенность тембров, хорошую дикцию певчих, «интеллигентность» звучания этого ансамбля. Хору особенно удаются фрагменты с богатейшим внутренним развитием, сложной драматургией – прекрасно пользуясь «цепным дыханием», певчие достигают поистине симфонического драматизма и выразительности, пропевая мелодии огромной протяжённости . Произведения на канонические церковные тексты в трактовке Сергея Рябченко напоминают сложные интеллектуальные шарады, которые хочется слушать-разгадывать, выискивая мелодические «зацепки» и «намёки». Но композиции «Диаконии» отнюдь не однообразны: порой они заставляют вспомнить изысканные ювелирные украшения, в которых даже самый придирчивый глаз не обнаружит швов и стыков.

Ну и, наконец, известный не только в Калифорнии, но и далеко за её пределами хор «Славянка». С приходом в 2012 году Ирины Шачневой коллектив обрёл не только второе дыхание, но и совершенно новый облик. Добавив женскую группу к традиционно мужскому составу, выпускница Нижегородской консерватории за несколько лет невероятно обогатила репертуар хора, подготовила несколько интереснейших концертных программ и с огромным успехом осенью минувшего года провела гастроли «Славянки» в России. Из всех, выступавших в программе вечера, «Славянка», пожалуй, самый «концертный хор» района Залива - яркий, артистичный, не только не боящийся резких контрастов, но и, похоже, всеми силами стремящийся к ним. Дирижёрская манера Ирины Шачневой абсолютно экстравертна: она пытается вызвать реакцию певчих не только экспрессивными, броскими, метко попадающими в цель жестами, но и мимикой лица, пластикой тела. Кажется, что даже каблучки её туфель излучают невероятную энергию и устремлённость к высокому творческому результату. Правда, порой ловишь себя на мысли, что пыл и эмоции певчих стоило бы слегка поумерить. Но когда вспоминаешь, что в хоре поют энтузиасты-американцы, безудержно влюблённые в русскую песенную традицию, не профессионалы, а любители, которые завоёвывают публику не филигранной вокальной техникой и не молитвенной сосредоточенностью, а восторженным погружением в стихию славянской мелодики, то все вопросы отпадают сами собой. При этом Ирина Шачнева не боится включать в репертуар сложнейшие хоровые партитуры, которые составили бы честь любому профессиональному ансамблю. В концерте 3 февраля такими шедеврами оказались «Хвалите Господа с Небес» П.И. Чайковского и «Романс» из музыки Г. Свиридова к пушкинской «Метели». Щемящая пронзительная тема «Романса» прозвучала особенно ностальгически-трогательно в исполнении солистки хора Елены Гуревич.

Итак, именно благодаря «Славянке» и ее исполнительному директор Полу Эндрюсу в Сан-Франциско состоялся великолепный хоровой праздник. Праздник, причиной которого стало горе. Так уж у нас исстари ведётся: радость и печаль шествуют рука об руку...

Но ещё одна важная деталь не должна остаться вне нашего внимания. Биография создателя легендарного творческого коллектива Александра Васильевича Александрова отсылает нас к переломным временам в истории России. Крестьянский сын Сашенька начал петь в церковном хоре Казанского собора в 1891 году, в возрасте восьми лет, когда его привезли в Санкт-Петербург. В 1897 году началось его обучение в регентских классах Придворной певческой капеллы. В 1900 году Александров получил диплом регента и вскоре поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где учился композиции у А.К. Глазунова и А.К. Лядова. В сфере его интересов – народная песня, опера, симфония и...православное церковное пение! Успехи его на поприще хорового дирижирования были столь велики, что с 1918-го по 1922-ой годы он занимает пост регента Храма Христа Спасителя! Тем не менее, руководители Советского государства пригласили именно его создать и возглавить первый в стране ансамбль военной песни! Его, знатока православной хоровой традиции, автора «Величания» Святителю Николаю Чудотворцу и многих других церковных произведений. Не в этом ли разгадка того оглушительного успеха, что выпал на долю ансамбля под его управлением? Синтез и органическое слияние всего лучшего, что было создано веками русской истории на музыкальном поприще – в академической, народной и церковной традициях – позволили хору стать одним из выдающихся явлений мировой музыкальной культуры. А самому мастеру – создать более 80 прекрасных песен, в том числе – Гимн России ( в прошлом – СССР), который и по сей день не перестаёт восхищать мелодическим богатством и достойной, горделивой ритмической поступью.

То, что на сороковой день гибели артистов ансамбля им. Александрова в Сан-Франциско на одной сцене выступили светский и церковные хоры, ещё раз показало силу и величие традиций русской культуры. Только объединяя всё лучшее, созданное нашим народом – в Отечестве, в рассеянии ли, - только находя пути к примирению и совместному творчеству, только воспитывая в детях любовь к родной песне, языку, традициям Веры, мы можем сохраниться как великая нация. Если у нас получится – это и будет лучшей данью памяти всем великим творцам Земли Российской.

 

Highslide JS Highslide JS Highslide JS
Highslide JS Highslide JS Highslide JS

Русская Жизнь, Сан-Франциско

 


 

 
Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
Copyright © 2019
Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside Russia.
При использовании материалов, ссылка на источник обязательна:
"Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей"
75 East 93rd Street
New York, NY 10128, U.S.A.
Tel: (212) 534-1601
Э-адрес для информации, присылки новостей и материалов: webmaster@synod.com
Э-адрес для технических дел: info@synod.com