|
||
Взаимоотношения Православной Церкви В америке Совместное заявление комиссий Православная Церковь в Америке (ПЦА) и Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) имеют своим началом – Поместную Русскую Церковь; обе Церкви имеют долгую историю на североамериканском континенте. Именно Русская Православная Церковь впервые послала в Америку миссионеров, основала первые приходы, направила сюда первых епископов и основала первые епархии. Вплоть до большевистской революции, Североамериканская Епархия Русской Православной Церкви представляла здесь главную каноническую церковную власть; и хотя существовали приходы, представлявшие различные культуру и языки, многие из них находились в архипастырском попечении епископа Русской Православной Церкви. Следовательно, нет никакого сомнения в том, что появление многочисленных юрисдикций на этом континенте было следствием церковного хаоса, последовавшего за революцией 1917 г. В XX веке жизнь и свидетельство Русской Православной Церкви было отмечено жестоким преследованием со стороны тоталитарного атеистического большевистского режима, получившего власть вследствие коммунистической революции 1917 г.. В ходе продолжавшейся десятилетиями травли, на полях смерти и в гулагах было замучено огромное число епископов, священников, монахов и мирян. Тысячи церквей и монастырей были осквернены и уничтожены. В общественной жизни голос Церкви был заглушен. Благотворительное и образовательное служение было запрещено. В ходе массовых антирелигиозных кампаний и путем введения несправедливых законов, верующие - как духовенство, так и миряне - были лишены прав, и как объекты насмешек и дискриминации, оказались за чертой общества. Десятилетия преследования верующих были эпохой человеческих страданий и жестокости, сравнимой с геноцидом. Это также стало временем свидетельства о Христе и верности даже до смерти. Страдания, перенесенные Русской Православной Церковью в советское время, повлияли и на жизнь Церкви за пределами России. Потеря поддержки России и контакта с Русской Православной Церковью, а также обстановка неизвестности вызвали в Алеутской и Североамериканской епархии замешательство и хаос. Из этой смуты вышла Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Америке (широко известная как Североамериканская Митрополия), являющаяся сегодня Православной Церковью в Америке. Миллионы беженцев, спасавшиеся бегством от революции и гражданской войны в России и селившиеся на Балканах, в Западной Европе, Азии, в Северной и Южной Америке и Австралии, жаждали найти утешение и поддержку в церковной жизни. Что касается положения духовенства и приходов Русской Церкви за рубежом России, последовало развитие в двух различных направлениях. Одним из направлений было стремление к образованию единой центральной церковной администрации, которая бы управляла церковной жизнью за рубежом до изменения ситуации на родине и до восстановления независимой от советского контроля Патриархии. Вторым было стремление к установлению полностью независимой самоуправляемой Православной Церкви в Северной Америке. Эти два направления явились квинтэссенцией конфликта между епископами, духовенством и приходами будущей Православной Церкви в Америке и епископами, духовенством и приходами, оставшимися частью центральной Русской Православной Церкви Заграницей. Однако даже после разрыва отношений, произшедшего во время VII Всеамериканского Собора в 1946 г., между Североамериканской Митрополией и Русской Православной Церковью Заграницей наблюдались периоды близкого сотрудничества и взаимопомощи. Даже после того, как близкое сотрудничество ослабело, Американская Митрополия оказала поддержку и гостеприимство Русской Православной Церкви Заграницей, когда Архиерейский Синод переехал из Европы в Соединенные Штаты. 11 декабря 1950 г. в Нью-Йорке состоялась встреча Митрополитов Анастасия и Леонтия и епископата Митрополии и Русской Православной Церкви Заграницей. Согласно официальному протоколу Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, «На совещании было единодушно признано, что печальный факт церковного разделения наносит существенный ущерб святейшему делу Христовой Церкви: ослабляет проповедь Православия, подрывает церковную дисциплину и чувство ответственности у служителей Церкви, вызывает соблазн у верующих, умаляет престиж Церкви в инославном мире и затрудняет дело борьбы с воинствующим безбожием. Было единодушно установлено, что церковное единение необходимо». В протоколе также говорится, что «После обсуждения практических путей для церковного единства иерархи Русской Зарубежной Церкви совместно с иерархами Американской Митрополии, согласно признали, что наиболее целесообразным для данного времени является сохранение существующих организаций Русской Православной Церкви заграницей и Американской Митрополии, которые будут существовать параллельно, но находиться в тесном братском сотрудничестве между собою, созывая периодически совещания иерархов обеих церковных организаций для разрешения общих или спорных вопросов с твердой надеждой, что дальнейшие пути к более тесному каноническому единению с Божией помощью будут указаны самой жизнью.» После встречи двух первоиерархов и членов их Синодов, Большой Архиерейский Собор Североамериканской Митрополии издал Архипастырское послание от 2/15 декабря, 1950 г., где содержалось следующее заявление:
Несмотря на совместные усилия по утверждению братских отношений, пути Русской Зарубежной Церкви и Американской Митрополии остались обособленными. В 1970 г., после получения Томоса об Автокефалии и признания самоуправления Митрополии, евхаристическое общение между Русской Православной Церковью (Московского Патриархата) и Американской Митрополии было восстановлено и достигнуто примирение. В начале XXI века в России произошли глубинные широкие перемены: была восстановлена церковная жизнь, отреставрированы тысячи церквей и монастырей, дана свобода проповедовать Евангелие в российском обществе, завязался диалог между Русской Православной Церковью Заграницей и Московским Патриархатом, приведший к восстановлению канонического единства через Акт о Каноническом Общении в 2007 г. Пришло время Православной Церкви в Америке и Русской Православной Церкви Заграницей совместно и в духе взаимного раскаяния и взаимопрощения заявить, что мы готовы жить вместе как братья во Христе и как Церкви-сестры, совместно проповедовать Евангелие Христа и Святую Православную веру. Это общее свидетельство должно наиболее ясно и полно выражаться через евхаристическое общение. Вместе с тем, мы видим необходимость гармоничного сотрудничества в таких совместных проектах, как пастырское образование, приходские школы, образовательно-информационные студенческие мероприятия, перевод служб, забота о бедных и нуждающихся, а также миссионерские усилия. Для гармоничного сотрудничества нам необходимо вместе поразмыслить о богословских, пастырских и литургических проблемах, которые встречаются на нашем пути служения в Северной Америке. Мы также подтверждаем необходимость совместно изучить и разработать общее осмысление истории наших Церквей. Этим надеждам и усилиям могут способствовать и помогать периодические встречи наших первоиерархов, епископов, духовенства и мирян для обсуждения вопросов, касающихся обеих Церквей, в т.ч. и богословских, литургических и пастырских проблем. Стремясь к достижению православного единства на континенте, мы готовы поддерживать процессы и цели, выраженные в решениях Всеправославного Совещания в Шамбези в июне 2009 г., в особенности, активное участие обеих Церквей в региональных Епископских Собраниях. Нижеприведенный отрывок послания св. апостола Павла к Ефесянам обращен к нам, членам Православной Церкви в Америке и Русской Православной Церкви Заграницей: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.» (Еф. 4, 1-6) Трудясь «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:12), мы просим заступничества и благословения святителя Тихона, Патриарха и исповедника Московского и просветителя Северной Америки, и все святых, просиявших на этом континенте.
|
||
|