|
Преосвященные собратья-архипастыри, возлюбленные о Господе отцы-сослужители, дорогие братие, сестры и дети! Празднуя Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, Святая Церковь призывает всех своих чад, всех земнородных к веселию и радованию, воспевая: «вси языцы (народы) восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее» (стихира на «Господи воззвах»). Из церковных песнопений ясно, что и святые апостолы радовались, ибо в тропаре поется: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником...» Иногда приходится слышать от людей, не желающих расставаться с торжеством Пасхи Христовой, вот такие замечания по поводу настоящего праздника: чему же нам радоваться? Казалось бы надо скорбеть и печалиться, так как Господь оставил Своих учеников и землю видимым Своим присутствием и вознесся на небо и воссел одесную Бога, а в следующий раз Он придет грозным и праведным Судьей живых и мертвых. Но на самом деле есть много радостных причин вознесения! Апостолы радовались потому, что Христос им сказал: «Аз с вами Есмь во вся дни до скончания века» и Он же обещал ниспослать им равного Себе Духа Святого Утешителя, говоря: «лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, то Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Христос вознесся телесно и, таким образом, вознес человеческую плоть и нашу природу на небо, на Престол Божий, т.е. в этом событии Он привел нас к вечной славе Своей. И ныне, когда мы взираем на Престол Божий, мы видим не грозного Бога-Карателя, а Любящего, Милующего и Понимающего нас Бога, имеющего опыт человеческой жизни и пережившего все искушения, которые мы с вами испытываем каждый день. На Престоле Божием мы видим и Человека, сияющего в неизреченном Свете и Славе Божией, сцарствующего и находящегося в полном единстве с Ним, и ходатайствующего о нас, как свидетельствует Иоанн Богослов: «а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая перед Отцем, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 2, 1-2). Благодаря этому священному событию да и всему делу нашего спасения, совершенного Христом, мы стали богочеловеками по потенциалу. Посему, радовались Апостолы, радуется и ныне Церковь со Своими чадами, в Которой они через таинства приобщаются Божеству и святому, безгрешному человечеству Вознесшегося Господа. Праздник этот раскрывает перед нашими духовными очами те новые отношения, которые существуют между Богом и человеком, благодаря подвигу Спасителя нашего. В нынешний праздничный день мы восстанавливаем каноническое единство и полноту церковного общения в единой Поместной Русской Православной Церкви. Сегодня завершается путь, одобренный IV Всезарубежным и последующим за ним Архиерейским Собором минувшего года. Догмат о единстве Церкви выражается в Символе Веры, утвержденном Вселенскими Соборами на основании Евангелия Христова. Господь наш Иисус Христос, Начальник и Совершитель нашей веры и спасения, основал на земле только одну Церковь, ей единой вручил истинную веру, ее одну сделал сокровищницею благодатных даров Своих. Он того желал и о том особенно молился Отцу Небесному, чтобы все Его последователи, т.е. все православные христиане были «едино стадо» под управлением Его, «Единаго Пастрыя» (Ин. 10, 16.). К утверждению единства и нераздельности Церкви служат еще следующие изречения Спасителя: «Всякое царство, разделившееся само в себе, пустеет и всякий город, или дом, разделившийся сам в себе не устоит. Кто не со Мною, говорит Христос, тот против Меня и кто не собирает со Мною, тот расточает » (Мф. 12, 25-30). Существенные основания единства Церкви апостол Павел объясняет подобием единства членов тела человеческого. «Ибо, как тело одно, говорит апостол, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос... И вы – Тело Христово, а порознь члены» (1 Коринф. 12, 12, 27). Какая же, дорогие о Вознесшемся Господе отцы, братие и сестры, существенная для нас обязанность вытекает из понятия о единстве Церкви? По слову апостола Павла, все верующие, образуя в составе Церкви одно тело, должны «сохранять единение духа в союзе мира» (Ефес. 4, 3), не уклоняться от общения в таинствах и не отделяться от вселенского согласия церковного непослушанием Богоучрежденному в Церкви Священноначалию. «Не обольщайтесь, братие, – говорит священномученик Игнатий, – кто последует расколоучителю, тот не наследует Царствия Божия, кто держится чуждаго учения, тот не имеет части в страдании Христовом». Священномученик Киприан Карфагенский свидетельствует, что люди, уклоняющиеся от общения с Церковью, «хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, – грех их не смоется и самою кровью; неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями» (О единстве Церкви). Весьма выразительно тот же святой отец говорит: «Кто Церкви не слушает, тот не есть сын Церкви, а кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Итак, возлюбленные, возрадуемся этими праздничными днями Триоди Цветной, потому что этими мироспасительными событиями Господь обожил нашу природу, освободил и избавил нас от смерти и тления, а завершив дело нашего спасения основанием Святой Церкви, Он, как поется в первой стихире после выноса креста, «возведе нас на первое блаженство» , т.е. восстановил потерянное грехопадением прародителей непосредственное богообщение, которого мы ныне удостаиваемся, благодаря только особому о нас благоволению и промышлению, в спасительных таинствах Церкви. Стойте твердо в вере, дорогие мои, мужайтесь, утверждайтесь на незыблемом основании Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» ( 1 Тимоф. 3, 15). Аминь. С любовью о Господе и просьбой о святых молитвах, + Митрополит Лавр, 4/17 мая 2007 г. |
|