На главную


САН-ФРАНЦИСКО: 7 мая 2006 г.

Доклад Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра на торжественном открытии IV Всезарубежного Собора

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, братие и отцы,

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В эти торжественные пасхальные дни не может быть иного обращения как радостное восклицание «Христос Воскресе» и мне весьма радостно слышать не менее исполненный торжества ответ «Воистину Воскресе». Да, Он воистину воскрес и мы ныне пожинаем плоды Его победы над злом. Сияние этого мироспасительного торжества да озаряет наш Церковный Собор, которого мы так долго ожидали, не зная, что он нам принесет в эти дни светлой радости.

Радостно видеть здесь, у раки великого святителя Иоанна, представителей всей Русской Зарубежной Церкви. Я надеюсь, что в нашем общении и во взаимной любви мы в духе премудрости найдем путь, чтобы строить Церковь на правом пути.

К сожалению, враг, всегда восстающий против Христовой Церкви, воздвиг целую бурю человеческих страстей вокруг алтарей Божиих. Одни «по зависти и любопрению» (Филип. 1, 15) «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но ни разумея ни того, что говорят, ни того, что утверждают» ( I Тим. 1, 6-7), другие ревнуют доброй ревностью повидимому, но не по разуму и со своей стороны подливают масло в огонь. Мы стали «поношением соседям нашим, поруганием для окружающих нас» (Пс. 78, 4). Не дай Бог, чтобы взаимные пререкания, укоризны и свары превратили наше русское церковное зарубежье в царство, разделившееся на ся.

Для устранения того, что порождало разделение и вражду, которые возникли в нашей среде, мы должны открыть себя действию благодати Божией. Прежде всего мы не должны гордиться, но не должны и впадать в уныние, смиряя себя и полагаясь на волю Божию.

Да позволено мне будет вспомнить это разделение только для того, чтобы предостеречь всех вас на будущее время. Когда Святая Церковь враждою разделяется, близкие и родные друг другу превращаются как бы во врагов, которые ищут не общего блага и утешения, а вражды и злобы, как будто мы родились врагами друг для друга, а не для единства во Христе, в Его Церкви, которую Он «стяжал честною Своею Кровию».

И я от всего сердца желаю, чтобы мы забыли о вражде и ненависти, которые так мало подходят нам, православным церковным людям, чтобы не нести тяжелого ответа на Страшном Суде Христовом. Мы должны быть благодарны Богу, что Он нам дает возможность вести соборное дело во взаимной любви. Будем молиться, чтобы Господь отклонил от нас все вредное и опасное. Сейчас, в начале нашей церковной работы, мы должны особенно горячо молиться, чтобы Господь дал нам дух премудрости и страха Своего, от которого в значительной мере зависит все наше делание.

Мы только что слышали священные слова: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» . Они звучали не только у нас в устах, но и в наших сердцах. Каждое доброе дело есть дар Божией благодати и особенно им является соборное дело. Господь явил нам уже целый ряд благодеяний. Прежде, чем мы могли собраться, потребовалось много предварительной работы и забот. Господь помог нам преодолеть все затруднения и мы могли собраться здесь в большем числе, чем это было на предыдущих Всезарубежных Соборах.

Вероятно, всем известно, что предыдущие Всезарубежные Соборы – первый, второй и третий – были особо важными событиями в жизни и истории нашей Русской Зарубежной Церкви. Первый Собор должен был исполнить важную задачу: только что тогда основавшуюся Русскую Зарубежную Церковь поставить на канонические рельсы. Этот Собор часто обвиняют в том, что он носил якобы политический характер. Конечно, когда он собрался в далеком 1921 г., тогда слишком остро чувствовалась боль от той страшной катастрофы, которая обрушилась на всю Русскую Церковь и на наш русский народ. Естественно, что под этим впечатлением проходили деяния этого Собора, естественно, что уже тогда всеми владело убеждение, что только путем возрождения России на ея исконный церковный и государственный путь, могут быть уничтожены последствия этой катастрофы и последующая за ней разруха. Но, однако же, основные задачи Собора были чисто церковные. Собрал его Блаженнейший Митрополит Киевский и Галицкий Антоний, первый по счету Первоиерарх и фактически основатель нашей Русской Зарубежной Церкви.

При втором Первоиерархе Блаженнейшем Митрополите Анастасии через 17 лет, в 1938 г., собрался Второй Всезарубежный Собор. Этот Собор как бы раздвинул масштабы работы церковной. Были завязаны новые духовные связи. Собор проходил под упованием, что скоро уже сбудется осуществление того, на что надеялись все: восстановится порядок на нашей многострадальной Родине. И тогда русское рассеяние готовило всякие возможности духовной работы на родной Земле по возвращении. Но вместо этого грянула новая катастрофа и потрясение – разразилась Вторая мировая война, и для Русской Зарубежной Церкви настала тогда пора тяжких испытаний.

В нынешнем году исполняется 100 лет со дня архиерейской хиротонии Блаженнейшего Владыки Анастасия, который не зная никакой личной жизни, никаких личных интересов, целиком, с полным самозабвением и самоотвержением отдавал себя, все свои силы и всю свою энергию на святое дело служения Русской Зарубежной Церкви и русскому народу, «в изгнании и рассеянии сущему». Своей энергичной деятельностью, мудростью и тактом Блаженнейший Владыка достиг того, что Русская Зарубежная Церковь приобрела в глазах всех русских православных людей и благоразумных иностранцев еще больший авторитет. Помимо своих личных высоких качеств истинного монаха, молитвенника и постника-аскета и «Архиерея Божией милостью», отрешенного от всяких мирских пристрастий, Блаженнейший Владыка Анастасий являлся в то время единственным оставшимся в живых представителем избранной на Всероссийском Церковном Соборе Высшей Церковной Власти. Канонический авторитет его, не говоря уже о личном уважении к нему всех Восточных Патриархов и иерархов Православной Церкви, стоял очень высоко, и нам остается только благодарить Бога за такое дарованное Им нашей Русской Зарубежной Церкви возглавление, пронесшее русских людей, оказавшихся на чужбине, через тяжелые годы войны и испытаний.

В 1956 г. Блаженнейший Владыка Анастасий возглавил хиротонию архимандрита Антония (Медведева) во епископа Мельбурнского, ставшего потом преемником святителя Иоанна по Сан-Францисской и Западно-Американской кафедре. Архиепископ Антоний был добрый пастырь по преимуществу, отличаясь чистым сердцем, которое было не тесно ни для кого. Это был ученик приснопамятных Блаженнейшего Митрополита Антония и архиепископа Виталия (Максименко), от которых он воспринял дух строгой церковности, ревности к соблюдению устава богослужения, любви к монашеской жизни и сострадательной любви к ближним. Блаженнейший Владыка Анастасий (Грибановский) говорил о любви Владыки Антония следующее: «Она умиротворяет враждующих и умягчает озлобленные и ожесточенные сердца, действует на них, как масло, вылитое в кипящие морские волны». После своего назначения сюда в конце 60-х годов прошлого столетия, Владыка Антоний в короткое время покорил все сердца в кафедральном граде своей новой епархии, пережившей немало искушений, и его полюбили как отца.

Архиепископ Антоний, любя молодежь и детей, заботился об их воспитании в церковном духе. Посему, именно он был избран докладчиком «о школьном деле» на Третьем Всезарубежном Соборе, который проходил при нашем Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле в 1974 г. под председательством Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета (Вознесенского). Основной пастырской задачей этого Собора была борьба с ассимиляцией нашей паствы, борьба за духовное самосохранение. Благодаря этой активной борьбе, нам, с Божией помощью, удалось сохраниться русскими и православными. Об этом постоянно заботился и молился приснопамятный архиепископ Антоний, плоды праведных трудов которого доселе ощущаются здесь.

Отмечая на этом Соборе 100-летие со дня архиерейской хиротонии Блаженнейшего Митрополита Анастасия и 50-летие хиротонии архиепископа Антония, надо отметить и их преданность Русской Зарубежной Церкви, в которой они видели блюстительницу отеческих преданий. В своих посланиях они переживали всю трагедию нашей истории, обличали все неправды безбожников, хвалили исповедников, проходивших свой крестный путь в страждущем Отечестве нашем, и радовались, когда церковный народ в России сподоблялся утешения. В частности, мне вспоминается богослужение одного из первых престольных праздников Ново-Коренной пустыни в г. Магопаке, в котором я, будучи иеромонахом, принял участие, сослужа Блаженнейшему Митрополиту Анастасию, и за которым он с большой радостью объявил всем о возвращении верующим святых мощей преподобного Сергия Радонежского и выразил надежду, что это событие укрепит русский народ, страдавший от гонителей, а архиепископ Антоний всегда подчеркивал необходимость того, чтобы отмечались в нашей церковной печати положительные события и явления в жизни Церкви в России. Поистине, их служение было исповедническим. Блаженнейший Владыка Анастасий и Владыка Антоний были достойны своего высокого звания, ибо не щадя своих сил служили Христовой Церкви, они соблюли веру, мирно совершили течение своей жизни и мы должны пропеть им «вечную память».

Со времени Третьего Всезарубежного Собора наша Русская Зарубежная Церковь совершила прославление святых новомучеников и исповедников Российских, кровь которых явилась семенем настоящего процесса отрезвления, переживаемого нашими соотечественниками. Конечно, может быть, это не всеобъемлющее явление, но мы видим, что во многих епархиях на территории России ведется активная религиозно-просветительная работа, т.е. Церковь, пользуясь своей свободой, старается совершать «апостольское хождение в народ». Священники видны и в больницах, и в школах, и в тюрьмах, они выступают в печати, по радио и телевидению с проповедью о Христе. Представители Церкви в России добиваются возвращения храмов, монастырей и чудотворных икон, добиваются они и восстановления этих разрушенных в годы безбожия святынь, куда с молитвой стремятся многие русские люди с разных концов России. Архиепископ Екатеринбургский Викентий рассказывал нам о том, как люди духовно меняются у святых мест, связанных с памятью новомучеников и других святых. Не только он, но и многие другие говорят, что почитание памяти наших новых мучеников все возрастает, а чудеса, совершаемые по их молитвам, приводят людей к храму. Слава Богу, постепенно преодолеваются проблемы и последствия советского времени. Верю, что процесс видимого возрождения России и Церкви начался с прославления нашей Русской Зарубежной Церковью этого многомиллионного сонма. Дай Бог, чтобы это отрезвление коснулось и нас, чтобы святые новомученики и исповедники Российские вымолили нам прощение наших грехов и обновление.

В нашем служении Богу и людям мы всегда старались следовать заветам наших отцов, некоторых из которых мы прославили в годы первоиераршего служения Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, а именно святителей Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна и Ханькоуского Ионы. Прославление этих святых, как и прославление святых новомучеников и исповедников Российских, явилось огромным вкладом Русской Зарубежной Церкви в сокровищницу веры, благочестия и святости всей Русской Церкви, нашим вкладом в великое дело возрождения России.

В 1991 г. коммунистическая власть пала. В связи с этим, церковный народ начал размышлять над вопросами взаимоотношений между Русской Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом. Отношение к этим вопросам нашего Архиерейского Собора было отражено в его послании к пастве 1991 г.: «...Раскол можно преодолеть только смиренной молитвой, покаянием и братской любовью ко всем падшим в тяжелое время гонений и заблудшим в настоящее время, ...возрождение веры... ...должно начаться с духовного обновления нас самих, с покаяния и с очищения нас от греховной нечистоты и самооправдания. «Чистые сердцем Бога узрят», т.е., чтобы познать Бога и жить в Нём, необходимо очистить мысли, чувства и саму жизнь.

Мы призываем всех чад Православной Церкви влиться в этот благодатный, предсоборный процесс с глубоким сознанием своей немощи и греховности, уповая на милость и помощь Божию. «Во смирении нашем помяну ны Господь (Пс. 135: 23)».

Таким образом, наша Церковь объявила о начале предсоборного процесса, приведшего нас сюда, в Сан-Франциско.

В это же время мы стали принимать под свой омофор духовенство и верующих в России, многие из которых, к сожалению, оказались потом в руках различных раскольников, не заслуживших доверия и доброжелательного отношения со стороны нашего Священноначалия. Мы скорбим об этих разделениях, как и скорбим о настоящей судьбе Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, в свое время много сделавшего для русской эмиграции. Молю Бога о том, чтобы Он сохранил Владыку Виталия и открыл глаза пользующимся его добрым именем.

В октябре 2000 г. Архиерейский Собор нашей Церкви отметил, что в условиях новообретенной свободы Архиерейский Собор Московского Патриархата, состоявшийся в августе 2000 г., сделал ряд заявлений, которые внушили в нас надежду на изменения в отношении Московской Патриархии к принципиальным вопросам, доселе разделяющим нас.

Эти заявления касались внутреннего устройства Московского Патриархата, церковно-государственных отношений и участия в экуменическом движении.

Положительные изменения в церковной жизни России побудили Архиерейский Собор нашей Церкви, собравшийся в октябре 2000 г., образовать комиссию по вопросам единства Русской Церкви, а также благословить проведение научных исторических конференций по вопросам истории Русской Церкви ХХ века с участием наших клириков и клириков Московского Патриархата. Эти конференции имели место в 2001 и 2002 годах. Затем, в конце 2003 года была создана Комиссия по переговорам с Московским Патриархатом. Все это не означает, что наше Священноначалие отменило те соборные постановления, которые были вынесены относительно Московской Патриархии, а свидетельствует о старательном и добросовестном стремлении Русской Зарубежной Церкви к тому, чтобы разобраться в трагедии нашей общей истории, чтобы «мирно исследовать все подлежащее вопрошению, и отделяющее вас от нашего общения», как читаем в правиле 92 (103) Карфагенского Собора.

Нам необходимо урегулировать положение в Поместной Российской Церкви, как того требует «Положение о Русской Зарубежной Церкви», устав, по которому мы живем и существуем. Интересно отметить, что комиссия по работе над «Положением о Русской Зарубежной Церкви» была назначена еще раньше, даже до 2000 г. Так что это показывает, что уже тогда было ясно, что наше «Положение», наш Устав нуждается в обновлении. С 2000 годом же открылись новые возможности. И теперь «Положение» может быть пересмотрено в зависимости от дальнейших решений хоть и минимально, но с учетом новых возможностей.

Здесь необходимо подчеркнуть, что речь не идет о «соединении» или «слиянии», а о примирении и взаимном признании друг друга, об установлении евхаристического общения с Московским Патриархатом при сохранении нашей административной самостоятельности, ибо мы понимаем нужды нашего духовенства и паствы лучше, чем их понимают в Москве.

Мы не собираемся отступать от своих принципиальных позиций, в частности, по вопросу экуменизма. Мы намерены продолжать выступать с решительным осуждением так называемой «теории ветвей» и всякого рода совместных экуменических молений, что и отражено в документах обеих церковных комиссий, уже одобренных Архиерейским Синодом. Мы видим, что в Московском Патриархате созрело восприятие нашего понимания и отношения к ереси экуменизма, и поэтому активно стремимся к тому, чтобы вся Полнота Русской Церкви прониклась таким же отношением к ней. Мы стремимся и к тому, чтобы вся Православная Церковь вернулась к своему первоначальному заявлению, принятому в Москве на Всеправославном Совещании 1948 г. В этом отношении мы не идем на компромисс со своими заветными принципами, которыми мы руководствовались в течение последних десятилетий. Однако, живя в неправославном мире, мы всегда были открыты к диалогу со всеми, строго держась того, что это необходимо делать без всякого ущерба для веры и православного догматического учения. В наших официальных документах мы всегда придерживались умеренной экклезиологии и никогда не отрицали наличия благодати в Поместных Православных Церквах.

Нас радуют очевидные положительные процессы в жизни Церкви в России. Радуют и положительные явления, происходящие ныне в других Поместных Церквах, например: Константинопольский Патриархат и Элладская Церковь в последние годы начали разрешать употребление церковного календаря в монастырях и приходах как в Греции, так и за ее пределами. Недавно архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул обратился ко всем старостильникам Греции с предложением вступить в диалог на предмет уврачевания разделения в Греческой Церкви. В Американской Православной Церкви появились новые приходы, которые придерживаются старого календаря и строго-православных традиций. Эти шаги подают нам надежду, и мы их рассматриваем как добрый результат нашего исповеднического стояния за чистоту веры и церковного предания. Поэтому, в диалоге с Московским Патриархатом мы видим возможность оказать благотворное влияние не только на церковную жизнь России, но и на ситуацию во всем православном мире вообще, и считаем, что этим мы подаем пример благожелательного и конструктивного диалога с целью нормализации отношений, исцеления церковных болезней и укрепления истинно-православных позиций во всем мире.

Будем всегда помнить, что только в Царстве Небесном все будет благополучно, в Церкви же воинствующей мы всегда будем сталкиваться с проблемами, человеческими страстями и искушениями, которых необходимо преодолевать путем диалога и христианского отношения друг ко другу, как пишет апостол Павел к Галатам: «вы таковаго исправляйте духом кротости». Об исцелении ран разделений мы молимся Богу, к этому мы активно стремимся. Мы надеемся, что и старостильники, соединившие ревность о хранении церковного предания с хиротониями, совершенными каноническими епископами, сумеют решить свои проблемы, примириться и принять участие в уврачевании церковных болезней во всем православном мире, ибо это является долгом исповедников отеческой веры и преданий.

Господу угодно было, чтобы мы собрались не в каком-либо другом месте, а в этом дивном кафедральном соборе, который соответствует значению наших задач. Здесь нетленно почивает наш святитель Иоанн, забота о пастве которого явилась прообразом его молитвенного ходатайства за нас, грешных, как поется ему в тропаре: «Попечение твое о пастве в странствии ея, се прообраз и молитв твоих за мир весь присно возносимых».

Мы собрались во время благоприятное, когда Святая Церковь нуждается в указании ясного пути, по которому надо идти в это время. В Церкви все должно быть «благообразно и по чину». Однако, не в этом сущность, ибо буква часто убивает, а дух животворит. Мы должны блюсти единение любви в союзе мира, ибо это обязательно для всей жизни и особенно в соборной работе. Только при этом условии Господь даст нам единение, даст веяние Святого Духа. Об этом мы должны молиться, чтобы наш Собор мог вести свою паству уверенной рукой во славу Божию и на пользу всей Церкви. Аминь.