Великопостное послание Епископа Буэнос-Айресского
и Южно-Американского Александра
«Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата
моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь» (из молитвы св.
Ефрема Сирина).
Всечестные
отцы, дорогие братья и сестры во Христе!
Последние
два месяца были очень трудными для меня. Несколько раз я попадал
в больницу, и моя жизнь была в опасности. Но надо уповать, что
самое страшное осталось позади, и что дальнейшее мое лечение пойдет
успешно. Доктора назначили мне самые новые и обещающие лекарства.
Они не ручаются, что совершенно излечат от рака, но надеются,
что продлят годы моей жизни. Конечно, вся моя надежда на Бога,
Который может сделать невозможное возможным. Чувствую, что мне
надо еще много потрудиться для моей епархии и всем своим сердцем
я рвусь посетить мои приходы, как только Господь пошлет мне достаточно
сил.
Сердечно
благодарю всех за молитвы о моем здравии и прошу не прекращать
эти молитвы, так как они имеют огромную силу. «Просите, и
дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо
всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят»
(Мт 7:7-8).
Волнует меня
то, что некоторые беспокойные «иерархи» — как, например, «епископ»
Антоний (Никита Орлов), «митрополит» Валентин Суздальский и др.
— пользуясь нашими церковными волнениями и моей болезнью, строят
планы оторвать в свои раскольничьи группы приходы и верующих Южно-Американской
епархии. Поэтому прошу всех Вас и умоляю — верных чад Зарубежной
Церкви — крепко держаться церковного единства, и молить Бога сохранить
нас от расколов! Господь Иисус Христос крепкой рукой ведет корабль
Своей Церкви, и пока мы послушны Ему, никакие бури нам не опасны.
Дожили мы,
по милости Божией, снова до тех дней, когда Церковь обращает наши
мысли и чувства к самому главному в жизни: спасению наших душ!
На чем же следует нам сосредоточить свои усилия? — На покаянии!
Словами «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
(Мт. 4:17) — началась Евангельская проповедь. «Покаяться» значит
переменить свой образ мыслей, пересмотреть шкалу наших ценностей,
выбросить из души все чуждое Богу, разрушить ту преграду, которая
выросла между нами и Царством Небесным. В принципе это самоочевидно
и звучит привлекательно, но на практике бывает очень трудно осуществить.
«Покаяния
отверзи ми двери, Жизнодавче!» — мы просим Спасителя. Иными
словами, мы просим благодатной помощи в том, чтобы действительно
почувствовать омерзение к своим грехам, возненавидеть то, что
мы раньше любили, и полюбить то, чем раньше пренебрегали. Чтобы
летать, нужны крылья, чтобы приблизиться к Богу, необходима благодатная
сила. Без нее, мы словно жалкие улитки, можем только ползать по
земле. Бог готов нам дать духовные силы, но нужно и самому приложить
усилия.
Некоторые
тяготятся Великим постом. Слишком сумрачным и суровым представляется
им это время. Это те, кто не знают сладости чистой совести, легкости
души, освобожденной от греховного бремени. Пост — духовная весна.
Как под животворными лучами весеннего солнца оживает природа,
так теплота покаяния согревает и оживляет наши души.
Когда-то
о. Амвросий Оптинский на вопрос некоей верующей женщины, сколько
времени нужно для того, чтобы Богу принести покаяние, ответил:
«Для истинного покаяния не нужны ни годы, ни месяцы, а достаточно
мгновения!» Мгновения решительного поворота
от грешного, нерадивого, легкомысленного существования — к жизни
во Христе, к жизни истинно христианской.
Беда многих
из нас в том, что нам кажется, что мы не так уж и грешны, что
есть другие, которые гораздо хуже нас, и поэтому призывы покаяться
относятся именно к ним. Такие современные фарисеи, приходя на
исповедь, начинают ее заявлением: «особенных грехов не имеюЙ»
Полезно тут
будет припомнить рассказ о том, как к известному старцу-подвижнику
пришли две женщины на исповедь. Первую из них тяготил один ужасный
грех, за что совесть мучила ее постоянно, а у другой не было никакого
тяжкого греха, а лишь «обычные», человеческие.
Старец, выслушав
их, велел, чтобы они пошли на его огород и принесли оттуда камни.
Той, у которой был один тяжкий грех, он сказал: «Ты возьми самый
большой камень, какой только сможешь поднять и принеси ко мне».
А другой сказал: «Вот тебе мешок. Набери мелких камней и принеси
сюда». Когда они обе это исполнили, старец поблагодарил их за
послушание и сказал: «А теперь то, что вы принесли мне, отнесите
обратно и положите на прежние места». Первая грешница сделала
это без труда, а другая растерялась и вернулась фактически с полным
мешком, потому что она не могла вспомнить, какой камень откуда
взят, а обманывать старца побоялась.
Вот тогда
старец и говорит ей: «Смотри, у твоей знакомой тяжкий грех, но
она постоянно о нем помнит и все время его оплакивает, а покаянные
слезы смывают любой грех. Ты же не можешь оплакивать свои грехи,
потому что даже и не помнишь их; а ведь тяжесть твоего мешка —
не меньше тяжести большого камня».
Поэтому нам
нужно учитывать, что все наши «мелкие» грехи, большинство из которых
позабыты, в своей совокупности являются страшною тяжестью, которая
тянет нас в преисподнюю, если мы свою душу не освободим от них
путем искреннего покаяния.
Когда мы
с Божией помощью осознаем всю тяжесть своих грехов, тогда мы станет
способными сделать тот спасительный поворот от
греховной жизни к добродетельной. Нам станет отвратильным всякий
вид греха, и в нас возникнет жажда общения с Богом, жажда жить
по Его Божественному учению. Пробудить в нас эти светлые чувства
является целью Великопостного подвига.
Итак, призывая
нас к покаянию, Церковь напоминает нам, что без благодатной помощи
Божией мы не можем покаяться как следует, т.к. голос нашей совести
притупился и духовное зрение помрачилось.
Будем же
молить Господа, чтобы Он, милосердный, открыл пред нами двери
покаяния и дал нам почувствовать радость, что мы — Его дети, а
Он — наш любящий Отец. Аминь.
Господь да
благословит всех вас!
С любовью
во Христе,
+
Епископ Александр