Пасхальное
послание Преосвященнейшего Александра,
Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского
Христос
Воскресе!
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...»
Приветствую Вас, дорогие мои, с радостным праздником Воскресения
Христова!
Кончилось тяжкое время торжества злобы и тьмы, загорелось Солнце
Воскресения. И ученики Христовы, в испуге разбежавшиеся в страшный
день Распятия, со смущением и трепетом уже слышат первую весть о
том, что Господь восстал из гроба.
И муки, и гонения, и смерть мученическая еще предстояли апостолам.
Но уже никогда больше не будет у них той скорби, того ужаса, которые
овладели их душой в ночь Распятия. Ибо всякая скорбь, всякая мука
и самая смерть освещаются и побеждаются светом Воскресения Христова.
И в наше время среди тревог и всевозможных страхов так же ярко сияет
свет Христов. «Христос царствует во веки!» — восклицали мученики
христианские, идя на муки и на смерть. «Воскресни, Боже, суди земли,
яко Ты наследуеши во всех языцех!» повторяем мы вместе с церковным
хором.
С духовной точки зрения история человечества есть ничто иное, как
война между добром и злом, между Богом и дьяволом. Война эта сосредоточивается
в человеческих сердцах, в которых добрые начала, заложенные в них
Творцом, борются с греховным ядом змия-искусителя. Как победы, так
и поражения в этой духовной войне недолговечны, как это хорошо знает
каждый из нас по своему личному опыту: сегодня я озарен светлыми
желаниями, чувствую себя сыном Божиим, хочу всех любить, а завтра
— полон горечи и злобы, жалкая игрушка всяких страстишек.
Эта напряженная война, не знающая перемирия, возникая в каждой человеческой
личности, переливается в общество, захватывая семьи, общественные
слои, и даже целые государства и народности.
В качестве яркого примера стихийного размера войны между добром
и злом здесь можно привести два исторически отдаленных, но духовно
однородных случая, потрясших сначала — древний еврейский, а совсем
недавно — русский народ. Я имею в виду Вавилонское пленение, происшедшее
за шестьсот лет до Рождества Христова и порабощение русского народа
богоборческим коммунистическим режимом.
Большая ценность Священных книг Ветхого Завета в том, что в них
ясно обнаруживается прямая связь между благоденствием народа и его
преданностью Богу. Пока израильский народ исполнял Божии заповеди
и старался праведно жить, Бог благословлял его плодородием земли
и оберегал от врагов; когда же он отступал от своего Создателя,
Бог отворачивался от него. Тогда всевозможные бедствия обрушивались
на евреев, земля переставала приносить свои плоды, соседи-неприятели
одолевали их, жестоко порабощали. Угнетаемые врагами-иноплеменниками
евреи, по призыву своих пророков, каялись, обращались к Богу, и
тогда Он, Многомилостивый, посылал им неожиданное избавление. Вся
двухтысячная ветхозаветная история представляет собой чередующуюся
вереницу духовных падений и восстаний Израиля.
Самым значительным из таких циклов падений-восстаний было, несомненно,
Вавилонское Пленение, начавшееся за 580 лет до Р.Х. и продолжавшееся
более 70-ти лет. Четыре главнейших ветхозаветных пророка — Исаия,
Иеремия, Иезекииль и Даниил — почти все свои призывы к покаянию,
обетования спасения и предсказания грядущих событий сосредоточивали
именно на Вавилонском пленении. И это, думается, потому, что этот
лютый плен глубоко изменил к лучшему религиозный характер еврейского
народа. Следующим после него великим событием в жизни этого народа
было пришествие на землю Мессии — спасителя Человечества.
Интересно заметить, что спасение от плена пришло с самой неожиданной
стороны. Персидский царь Артаксеркс Лонгиман, который никак не был
заинтересован в восстановлении неспокойного и всегда бунтующего
еврейского государства, в 453-м году до Р.Хр. издал указ, повелевавший
евреям вернуться в свою страну и восстановить Иерусалим (Неемия
2 глава. С этого года начинается счисление Данииловых седмин о прешествии
Мессии, Дан. 9 глава).
В новозаветное время завладение России богоборческим режимом и неожиданное
падение этого режима носит на себе многие черты, схожие с Вавилонским
пленением. Во-первых, как пришествие коммунизма, так и падение его
произошли не в силу каких-то серьезных политических причин, а по
причинам чисто-духовным: сначала — отход от православной веры и
увлечение материалистическими идеями, а потом — покаянное возвращение
к Богу. Причем падение коммунизма пришло не через кровопролитную
революцию истомившегося народа, а «сверху», со стороны президента
Горбачева, который установлением «гласности» содействовал перестройке
и падению той системы (1991 г.), которую сам возглавлял. Тот факт,
что порабощение богоборческой властью продолжалось, как и Вавилонское,
около 70-ти лет, побуждает нас искать духовные параллели между этими
двумя катастрофами. И этих параллелей существует множество.
Действительно, как в ветхозаветное время Господь посылал пророков,
чтобы спасти еврейский народ от грядущего бедствия, так и русскому
народу Бог посылал Своих прозорливых старцев, которые предупреждали
насколько гибельно для страны отпадение от Бога. Они же указывали
русскому народу и путь ко спасению из «когтей» сатаны — через возвращение
к вере, покаяние и нравственное возрождение. Большинство из этих
предсказаний исполнились.
Эти факты проливают свет на более широкую картину мировых событий
и помогают правильно оценивать происходящее на наших глазах. Наблюдая
стремительное отступление от христианства современного общества,
падение моральных устоев, усиление всевозможных оккультных учений,
увлечение жестокостью, пошлостью, демонизмом и всяким уродством
становится страшно за будущее мира, в котором мы живем. Предсказывая
о падении коммунистического режима в России и о возрождении веры
в исстрадавшемся народе, русские старцы одновременно поясняли, что
это произойдет во времена близкие к Второму Пришествию Христову.
Как правильно осмыслить то, что произошло с Россией в последние
сто с лишним лет?
Позволю себе сделать малое отступление. Моя семья, разделяя трудную
участь многих русских эмигрантов, в разных духовных изданиях выискивали
все, что писали русские святые о судьбах России. Мы твердо верили,
что коммунизм рано или поздно падет, и на Руси возродится Православная
вера. Ожидая это, мы, как говорится, жили «на чемоданах», надеясь
что вот-вот мы сможем вернуться на свою родину. Сейчас я понимаю,
что некоторые наши надежды были наивными. Например, мы ожидали быстрого
восстановления монархии и что, благодаря религиозной свободе, весь
русский народ единодушно хлынет в храмы. В этом мы уподобились тем
иудеям, вернувшимся из Вавилонского плена, которые еще помнили былое
величие Иерусалима и Соломонова храма. Но видя, как медленно и трудно
продвигается созидание того и другого, они горько оплакивали убожество
своей страны. Удручало их и то, что молодые евреи, вернувшиеся из
плена, были уже совсем другими — денационализированными и духовно
одичавшими. Предстояло восстанавливать не столько камни, сколько
перевоспитывать человеческие души, что гораздо труднее. Не слышим
ли мы подобные негативные отзывы о происходящем в России со стороны
наших заграничных соотечественников? Однако для древних евреев одно
оказалось несомненным достижением: идолы, раньше пленявшие сердца
их отцов, навсегда и бесповоротно стали мерзостью для вернувшихся
из плена. Дай, Господи, чтобы и русский народ полностью осознал
пустоту материалистических и теософских идолов, которыми раньше
так увлекалось наше высшее общество!
Ярко запомнилось мне паломничество в Святую землю 1973 года с русской
молодежью. Тогдашняя игуменья Гефсиманской обители, Варвара (Цветкова),
в беседе с нами, поведала нам предсказание старца Аристоклия
Афонского (1838-1918), проживавшего тогда в Москве. Старец
сказал ей, тогда еще юной студентке, что «возрождение в России начнется
после сильнейшего взрыва на берегу большой реки». Ни престарелая
игуменья, ни я не знали, как понимать это предсказание. Но, когда
в 1986-м году произошла ужасная атомная катастрофа в Чернобыле и
началась перестройка, я вспомнил это предсказание старца Аристоклия
и очень обрадовался.
Несколько лет спустя я познакомился со следующим предсказанием того
же старца: «Россия будет спасена. Будет много страданий и мучений.
Всем надо много и много перестрадать и глубоко каяться. Только покаяние
через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо
много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить
и малейшие грехи, а стараться творить добро, хотя бы самое малое.
Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее
на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией...»
О падении коммунизма и о возрождении Русской Церкви подробнее других
говорил старец Серафим Вырицкий (1865-1949).
В годы кровавых гонений, когда казалось, что Церковь обречена на
скорое и полное уничтожение, отец Серафим говорит о ее грядущем
возрождении: о возобновлении запрещенного тогда колокольного звона,
об открытии разоренных храмов Божиих и святых обителей. Батюшка
неустанно напоминал своим многочисленным посетителям об обетовании
Божием о неодолимости Церкви вратами адовыми. Рассказывал отец Серафим
о возрождении конкретных обителей: Троице-Сергиевой Лавры, Дивеева
и других. Примечательно, что, предсказывая восстановление Александро-Невской
Лавры, старец говорил о том, что вначале государство вернет Церкви,
как приходской храм, Свято-Троицкий собор, а уже затем, через много
лет, и всю Лавру передадут монашествующим. Предсказывал также батюшка,
что со временем будет основан монастырь и в Вырице, а Ленинград
будет вновь переименован в Санкт-ПетербургЙ
На вопрос своего духовного сына о будущем России старец Серафим
предложил ему посмотреть в окно, выходящее на Финский залив. Тот
увидел множество плывущих под разными флагами кораблей. «Как это
понять?» — спросил он у батюшки. Старец ответил: «Наступит такое
время, когда будет в России духовный расцвет. Откроются многие храмы
и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься на таких
0 кораблях. Но это не надолго — лет на 15 Й А потом придет антихрист.»
Еще старец говорил с грустью: «Придет время, когда не гонения, а
деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда
больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны,
будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет
царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись
можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать
самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить
до этих времен. Мы, слава Богу, не доживем, но тогда же из Казанского
собора пойдет крестный ход в Александро-Невскую Лавру.»
Хочется привести здесь утешительное стихотворение старца Серафима
о переменах в России:
Пройдет гроза над Русскою Землею.
Народу русскому Господь грехи простит,
И Крест святой Божественной красою
На Божьих храмах снова заблестит.
Открыты будут вновь обители повсюду,
И вера в Бога всех соединит,
И колокольный звон всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит.
Утихнут грозные невзгоды,
Своих врагов Россия победит.
И имя русского, великого народа,
Как гром, по всей вселенной прогремит!
Какое же отношение имеет сказанное здесь мною с празднуемым ныне
Праздником всех праздников? — Отношение самое близкое и прямое:
неистощимым источником духовных сил в борьбе c князем тьмы и победе
над ним, какую недавно одержал русский народ, всегда было и будет
именно ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО. Оно — Победа среди
всех побед!
Воскресение Христово содержит в себе нечто уникальное и неповторимое,
потому что оно — победа абсолютно невозможного (в человеческом понимании),
«прах» (рассуждая по человечески) победил силу и власть! В сражениях,
даже самых трудных и отчаянных, пока гениальный главнокомандующий
жив, его офицеры и воины воодушевляются надеждой. Они знают, как
много раз в прошлом он очевидные поражения обращал в головокружительные
победы. Но умри главнокомандующий, и все кончено: это бесповоротная
катастрофа.
Подобным образом, когда Иисус Христов предал Свой Дух на кресте,
все надежды Его учеников рухнули. Его бездыханное тело беспомощно
свисало с креста. Злобные враги довольные расходились. Никто из
современников даже близко не мог сравниваться с Христом-чудотворцем,
перед которым раньше трепетала даже природа. Но теперь, думали ученики,
Бог, очевидно, отвернулся от Него, и Христос не смог справиться
со своими врагами. Почему? — Может быть, Христос в чем-то оказался
неугоден Ему? Хотя ученики продолжали любить своего Учителя за Его
любовь и ласку, однако в глубине души они, вероятно, чувствовали
себя обманутыми. Ведь они, оставив все, беззаветно последовали за
Ним, будучи готовы даже самих себя принести в жертву, чтобы содействовать
успеху Его миссии. Но, увы, все это оказалось наивными мечтами!
Физическая сил и власть — вот что решает судьбы мира. Собираясь
с мыслями, они начали строить планы, как вернуться к своим семьям
и постараться исправить что можно. Шок от случившейся трагедии они
не в силах были развеять.
Когда Христос, вопреки всякой логике, на третий день восстал живым,
как победитель ада и смерти, этому никто не мог поверить. Только
личный и частый контакт с Воскресшим постепенно развеял их сомнения.
Стали они припоминать предсказания Христа об этом, предсказания
древних пророков, чтобы в конце-концов убедиться в действительности
происшедшего. Так, кажущееся поражение на самом деле обернулось
невероятной победой.
Ныне, как глава Церкви, Господь Иисус Христос облекает Своих учеников
Силою свыше и поручает им продолжить Его миссию среди всех народов.
Вся дальнейшая Новозаветная история иллюстрирует величайшую силу
Воскресшего. Слыша одно Его имя, демоны в панике убегают, их князь,
древний дракон, беспомощен остановить Евангельскую проповедь. Несущая
в себе великую благодатную силу, она проникает в человеческие сердца
и прежних отчаянных грешников делает праведниками. Царство Божие
стремительно растет, и никто не может остановить его. Но это победа
не механическая, в ней должно участвовать сердце каждого из нас.
Временные успехи сил зла, которые они порой достигают, обусловлены
нашей греховностью и непостоянством. Чем духовно слабее человек,
тем крепче против него демоны, и наоборот. Вот почему им так важно
нравственно разложить общество. Для этой цели все силы зла объединяются,
проникая в законы стран, в учебные программы, в содержание книг,
журналов, кинофильмов и телевизионных программ Й Медленно, но единодушно
и упорно они трудятся в подготовке пришествия Антихриста. Но эти
же усилия приближают их к берегу Геенны огненной, в которой они
будут гореть день и ночь во веки веков. После Воскресения Христова
их война против Христа-Спасителя — чистое безумие!
Наблюдая то духовное преображение, которое ныне идет в России, убеждаешься
со всей очевидностью, что сила Воскресшего нисколько не умалилась
в наше время. И в наши дни есть много глубоко верующих и праведно
живущих русских людей, есть множество жертвенных пастырей и мудрых
архипастырей Церкви. Конечно, всегда можно отыскать теневые стороны,
но все же в Церкви Христовой преобладает свет Воскресшего.
Русские старцы предсказывали о пост-коммунистическом духовном обновлении
не только отдельных русских людей, но именно всей Церкви, состоящей
из верующего народа, возглавляемого церковной иерархией. Принцип
Соборности не позволяет разделять эти ее сферы на независимые части.
Поэтому нас крайне огорчают выпады тех церковных политиканов, которые
дерзают хулить всю Русскую Церковь, указывая на явные или мнимые
недостатки тех или иных ее пастырей. Находятся и такие хулители,
которые дерзают называть Церковь в России, — страшно повторить,
— «церковью блудницей». Эти ослепленные даже не отдают себе отчета,
что они этим порицанием произносят хулу на Самого Духа Святого!
Ведь в этой Церкви ныне потоком льются чудеса, постоянно появляются
новые чудотворные иконы. Прибегая к церковным таинствам, верующие
люди духовно обновляются и растут. Кто же совершает эти чудеса?...
За недостатком места мы пропускаем здесь предсказания о России других
русских святых, как, например, преподобного Серафима Саровского,
праведного Иоанна Кронштадтского, старца Лаврентия Черниговского,
старца Анатолия Оптинского («Младшего»), святителя Феофана Полтавского
и других.
Напомним лишь в заключение, что все они свидетельствовали, что духовное
возрождение в России произойдет на сравнительно короткое время.
Например, оптинский старец Нектарий говорил в 1917 году, что «Россия
воспрянет и будет материально не богата, но духом богата, и в Оптиной
будет еще 7 светильников, 7 столпов». Преподобный Лаврентий Черниговский
говорил, что «в России будет процветание веры и прежнее ликование
— только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых
и мертвыхЙ» Святитель Феофан Полтавский писал (1930 г.): «Вы меня
спрашиваете о ближайшем будущем и о грядущих последних временах.
Я не говорю об этом не от себя, но то, что мне было открыто старцами.
Приход антихриста приближается и уже очень близок. Время, разделяющее
нас от его пришествия можно измерить годами, самое большое — десятилетиями.
Но перед его приходом Россия должна возродиться, хотя и на короткий
срок...»
Это важно учитывать в связи с ведущимися переговорами, направленными
к сближению Русской Зарубежной Церкви с Русской Церковью на родине.
Конечно, форсировать процесс сближения не следует, и, слава Богу,
переговоры ведутся в спокойной обстановке с учетом всех важнейших
вопросов. Главная наша трудность (и я прошу прощения, что повторяюсь)
— в том, что мы очень усложнили задачу сближения. Выяснив, что между
нами нет догматических расхождений и что конфликты канонического
порядка можно устранить братским обсуждением их, следовало бы восстановить
в первую очередь литургическое общение — хотя бы частично «от случая
к случаю», когда этому благоприятствуют обстоятельства. Ведь в дальнейшем
сама жизнь подсказала бы, что следует сделать дальше в этом направлении.
Но я отвлекся от главной темы. Пасха Христова ощутительно погружает
нас в животворящий свет Воскресшего. Этот свет просвещает наши умы,
указывает нам правильный путь, согревает наши сердца любовью к Богу
и ближним. Словом, все добро мы получаем именно от животворящего
света Воскресшего Христа. Будем же ходить в этом Свете, живя в кротости,
ласке, в заботах друг о друге, в любви, чтобы Он видел в нас Своих
возлюбленных детей, ради которых Он умер и воскрес. Сие буди, буди!
С радостным днем Воскресения Христова, поздравляю всех вас, дорогие
мои!
+ Александр,
Епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский.
|