Высокопреосвященнейший
Митрополит Лавр возглавил освящение нижнего храма Успенского собора
фоторепортаж
Лондонский приход является едва ли не старейшим в Западной Европе.
Зарождение его относится к концу 17-го века, когда сюда приезжал
Петр Великий, прибывший в Англию в январе 1698 года и на протяжении
четырех месяцев живший в Дептфорде на берегу Темзы, изучая в королевских
доках британское искусство кораблестроения. Основанная тогда церковь
именовалась «Греко-Российской Церковью». Местоположение первого
храма невозможно установить из-за постоянной перестройки целых кварталов
разраставшегося города. Церковь была приписана к Российскому Посольству
и большая часть церковной утвари поступала от Министерства Иностранных
Дел.
В течение 19-го и до двадцатых годов минувшего столетия церковь
находилась в доме на 31 Welbeek Street, который был нанят на весьма
долгий срок. Русская колония до этого времени была малочисленна,
и домовая церковь удовлетворяла ее потребности. Но вот, во время
Первой мировой войны, в связи с возникновением в Англии разных русских
учреждений, имевших отношение к боевому снабжению русской армии,
русская колония в Лондоне стала расти. С окончанием же войны и наступившей
революцией начался приток беженцев со всех концов России. Неудачи
же Белой борьбы, начиная с Северного фронта, вызвали увеличение
этого притока до значительных размеров. Домовая церковь, при этих
условиях, не могла уже вмещать в себе всю массу богомольцев. Кончался
к тому же и срок аренды дома, в котором была устроена церковь, и
дом подлежал к сносу. На помощь пришла Англиканская церковь предоставлением
приходу во временное пользование большого, имевшего историческое
значение храма. Но расположение храма в деловом районе Лондона делало
его малопосещаемым русскими людьми. Богослужения, однако, продолжались.
Пользование этим храмом продолжалось до получения от Англиканской
церкви другого храма, построенного Герцогом Вестминстерским на своей
земле и подаренного англичанам. Храм был очень обширный, в центральном
районе города и легко мог быть приспособленным под православный.
Он был посвящен святому апостолу Филиппу и, сохраняя свое наименование,
одновременно стал называться Успенским, как и все предыдущие русские
храмы в Лондоне.
В 1927 г. нарушилось церковное единство русской колонии в Лондоне,
вследствие выхода Митрополита Евлогия из состава Архиерейского Собора
Русской Зарубежной Церкви. После некоторой борьбы за и против отделения,
лондонский приход разделился почти пополам. При решении вопроса
о дальнейшем пользовании храмом достигнуто было соглашение, что
службы совершаются приходами поочередно, по неделям.
В 1928 г. в Лондон был назначен 38-летний архимандрит Николай (Карпов).
В 5-м томе «Жизнеописания Блаженнейшего Митрополита Антония», составленного
приснопамятным архиепископом Никоном (Рклицким; + 1976 г.), о нем
приводится следующая биографическая справка: «Архимандрит Николай
в это время был в возрасте 38 лет, он окончил в России в 1915 г.
Московскую Духовную Академию и состоял в России преподавателем в
духовно-учебных заведениях и проповедником в монастыре в Обояни,
Курской епархии. В Сербии был на сербских приходах, а затем преподавателем
Битольской Духовной Семинарии, где пользовался большой любовью всего
персонала и учеников. Он был назначен настоятелем лондонского прихода,
в то время раздираемого церковной смутой. Архимандрит Николай блестяще
справился со своей трудной задачей и своим благочестием быстро завоевал
себе симпатии прихожан и внес умиротворение в приходскую жизнь».
Характера отец Николай был жизнерадостного, энергичного и общительного,
служил всегда истово-молитвенно и благоговейно. Замечательно то,
что при своем живом характере, войдя в храм для богослужения, он
точно благоговейно преображался. Его чтение Евангелия было проникновенным.
Незабываемо пасхальное богослужение с чтением Евангелия на четырех
языках: по-славянски, гречески, латыни и древнееврейски. Ночное
пасхальное богослужение привлекало много людей, не только православных,
но и инославных и некоторых евреев, которые не хотели пропускать
эту службу, создающую радостное настроение. Многие англичане просили
заранее сообщать в печати о числе и времени пасхальной службы. Большинство
прихожан оставалось до конца Божественной литургии, за которой многие
приобщались святых Христовых Таин. На рассвете заказанные автобусы
развозили богомольцев по разным районам Лондона.
«На архимандрита Николая, – говорится в «Жизнеописании Блаженнейшего
Митрополита Антония», – выпала честь быть первым православным лондонским
епископом. Имея в виду политическое значение Лондона, церковные
нестроения населения Англии и существовавшие в то время в Англиканской
церкви течения к сближению с Православием, каферда русского православного
лондонского епископа была особо ответственной».
В Неделю Всех Святых, 30 июня 1929 г. состоялась хиротония архимандрита
Николая в первого православного епископа Русской Православной Церкви
в Лондоне после разделения Церквей в 1054 г. На хиротонию из далекой
Сербии прибыли Блаженнейший Митрополит Антоний, архиепископы Западно-Европейский
Серафим и Курский и Обоянский Феофан, епископ Берлинский и Германский
Тихон, иеромонах Феодосий, келейник Первоиерарха; митрофорный протоиерей
Василий Виноградов из Брюсселя, протоиерей В. Тимофеев из Парижа
и иеродиакон Иоанникий из Болгарии.
Владыка Феофан привез с собой, впервые, Коренно-Курскую икону Божией
Матери. Торжественное богослужение собора архиереев перед чудотворным
образом и редкое событие – хиротония во епископа – собрало много
православных, англиканское духовенство и других людей. Вместительный
собор был полон. На клиросе был царского времени псаломщик, Фока
Феодорович Волковский. В храме присутствовала вел. кн. Ксения Александровна,
сестра Царя-мученика Николая.
При вручении жезла Владыка Антоний сказал: «...Указание свыше дается
тебе в этот день твоей хиротонии в том смысле, чтобы ты и вообще
был в этой жизни не только православным служителем Божиим, но и
служителем русским, разделяющим высшие симпатии нашего русского
народа, его благоговейную любовь к святым угодникам, чего не понимают
протестанты, утверждающие, будто русские, почитая святых, умаляют
этим славу Христову. Между тем, Сам Христос дал нам к тому, твердое
основание, сказав: «И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им» (Иоан.
17, 22). Впрочем, пребывая христианином и русским патриотом, ты,
конечно, будешь далек от того греховного шовинизма, которым теперь
так сильно страдают все народы, именующие себя христианами, и даже,
увы, народы православные. Можно смело сказать, что только русский
народ в лице своих лучших людей, умеет совмещать любовь вселенскую
с патриотизмом и взирает на эти два высокие понятия, не как на ограничивающие
друг друга, но как взаимно проникающие друг друга.
...Господь послал тебе жребий начать свое архипастырское служение
в стране народа, который имеет в своей стране много просвещенных
сынов, сердечно любящих наш народ и нашу веру. В последнем я уведился,
пребывая несколько дней в новоучрежденном англиканском монастыре-аббатстве
«Наш Дом». Там я с утешением наблюдал глубокое и пламенное благочестие
молодых монахов и убедился в том, что для них молитва не просто
принятый церемониал, а горячий вопль души, горячо стремящейся к
Богу и к духовному очищению. В том же убеждает нас и самое учреждение
в последние годы англиканских монастырей, тогда как в других странах,
даже православных, монастыри и монашество быстро уменьшаются. Итак,
особое пастырское внимание устремляй на те души, преимущественно
молодые, в Англиканской церкви, которые пожелали бы ознакомиться
ближе и сердечнее с православной верой и Православной Церковью.
Вмещай их в свое пастырское сердце и моли Бога о спасении и своих
русских, и приближающихся к Церкви Православной англичан, дабы и
ты мог сказать в меру дарований Божиих: «всем бых вся, да всяко
некия спасу».
...В этом святом намерении, да укрепят тебя святые угодники Божии,
прославляемые сегодня во всей вселенной, и благоговейно чтимый тобой,
как истинно русским человеком и искренно православно верующим пастырем,
новоявленный святитель Иоанн Тобольский, в прославлении которого
ты удостоился участвовать» («Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита
Антония»).
В 1958 г., после многих искушений и трудностей, явилась надежда
на получение вполне подходящего храма путем аренды его. Это был
храм Шотландских Пресвитерианцев, закрытый для служения и обращенный
в склад мебели. Владелец его – приход Англиканской церкви – сдавал
здание храма в аренду торговой фирме. При общем усилии прихожан
производились работы по приведению храма в благолепный вид. В начале
1959 г. состоялось торжественное освящение храма Святителем Иоанном
(Максимовичем) и епископом Ричмондским Никодимом, его викарием и
настоятелем лондонского прихода, при участии представителей всех
Православных Церквей в Англии.
Купив в западном Лондоне дом с обширным садом в конце 90-х годов
XX века, приход начал там строить величественный собор Успения Божией
Матери и святых благоверных страстотерпцев: Царя-мученика Николая
и его Августейшей Семьи, которым посвящен нижний храм, освященный
29 мая с.г. В феврале с.г. церковно-приходской совет и строительный
комитет решили начать строительные работы в верхнем храме сразу
после полного освящения нижнего храма.
27 мая Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр прибыл в г. Лондон.
Встреченный настоятелем Успенского собора иереем Вадимом Закревским
и деятелями соборного прихода, Его Высокопреосвященство направился
в собор, где приложился к святыням и приветствовал собравшихся.
На следующее утро Его Высокопреосвященство в сопровождении Архиепископа
Берлинско-Германского и Великобританского Марка, Епископов Бостонского
Михаила и Штуттгартского Агапита, протоиереев Александра Лебедева
и Петра Холодного, священника Серафима Гана, протодиакона Виктора
Лохматова, иподиакона Николая Ольховского, настоятеля храма и приходских
деятелей посетил Вестминстерское аббатство, исторические места и
достопримечательности города. В тот же день вечером Его Высокопреосвященство
возглавил всенощное бдение в соборе. В праздничном полиелее, кроме
вышеупомянутых архипастырей и священнослужителей, приняли участие
Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл и клирики
Великобританской епархии: архимандрит Алексий, настоятель мужского
монастыря в честь святого мученика-короля Эдуарда в Бруквуде; священники
Фома Харди, Андрей Филиппс, Петр Болк и Павел Эллиот, иеродиакон
Савва. По окончании всенощного бдения сестричество предложило трапезу
в честь Высокопреосвященнейшего Первоиерарха.
29 мая Его Высокопреосвященство совершил великое освящение нижнего
храма в честь святых Царственных мучеников в сослужении архипастырей
и клириков, участвовавших во всенощном бдении, а затем – Божественную
литургию в верхнем соборе, за которой Высокопреосвященнейший Владыка
возвел в сан протоиерея священника Фому Харди, многолетнего клирика
Великобританской епархии. Архиепископ Марк исходатайствовал эту
награду для отца Фомы у Архиерейского Синода, потому что отец Фома
оказывает настоятелю храма неоценимую поддержку в окормлении лондонского
прихода. На ответственности отца Вадима Закревского лежат небольшие
общины по всей Англии, посещение тюрем и лагерей беженцев, а также
окормление русской паствы в Ирландии, которую он посещает раз в
месяц. Все это было бы невозможно без деятельного участия отца Фомы
в окормлении лондонского прихода.
В служении Божественной литургии принял участие ставрофорный протоиерей
Милун Костич, клирик Сербской Православной Церкви. Как на всенощной,
так и на литургии присутствовало много народа, было также много
причастников. В конце Божественной литургии Его Высокопреосвященство
обратился к многочисленным молящимся с архипастырским словом, в
котором, в частности, сказал:
«Дорогие братие и сестры, Христос Воскресе!
Я рад приветствовать всех вас сим радостным пасхальным приветствием,
возвещающим нам радость о Воскресшем Господе.
В сии дни мы радуемся, ибо мы уповаем, надеемся, что некогда и мы
воскреснем для вечно блаженной жизни с Господом в Царствии Небесном.
Сегодняшнее Евангельское повествование говорит о том, как во время
своей земной жизни Господь Иисус Христос по разному открывал Свое
Божество и редко прямо говорил об этом. Даже Своим ученикам-апостолам
Он открыл тайну Своего Божества лишь в конце дней Своего общественного
служения.
Но вот жена-самарянка, несмотря на ее греховность, удостоилась услышать
от Господа прямое удостоверение, что Он – Мессия: «Аз есмь, глаголяй
с Тобою».
Самаряныня, беседуя с Господом у колодца Иакова, узнала в Господе
необычного человека и поэтому решила сразу получить от Него ответ,
объяснение на вопрос наиболее волновавший самарян, который вызывал
споры у них с иудеями. Иудеи утверждали, что молиться и приносить
жертвы можно только в Иерусалиме, в Иерусалимском храме. А Господь
Иисус Христос сказал самарянке: «Жено, поверь Мне, что наступает
время, когда не на горе сей и не в Иерусалиме будете покланяться
Отцу, наступает время, когда истинные поклонники будут кланяться
Отцу в духе и истине».
Жена же говорит Ему: «вем яко Мессия приидет и возвестит нам вся».
И на это Господь сказал ей: «Аз есмь, глаголяй с тобою».
Жена была взволнована этим известием и сразу пошла в город и сообщила
всем горожанам о всем.
Итак, жена-самарянка пришла на колодец Иакова за обычной водой,
и нашла тут Господа, от Которого сподобилась получить благодатную
воду.
Она пошла с проповедью Христова учения в Самарию и в другие страны
и стала мученицей за Христа. По молитвам святой мученицы Фотинии,
да просветит и нас Господь благодатью Своею.
Сегодня мы освятили ваш нижний храм. В этом освящении мы низвели
благодать Божию на ваши труды, на храм в память святых Царственных
мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Российских.
Новомученики и Исповедники Российские пострадали за веру православную,
за истину Христову от безбожников. Они сподобились благодатных даров
от Христа Бога нашего. Новомученики помогают теперь русским православным
людям возвратиться на церковный путь и жить по заповедям Христовым,
помогают нам на пути ко спасению.
Русские люди, оказавшиеся в рассеянии, строительством святых храмов
и своей жизнью должны являться проповедниками-миссионерами святой
православной веры. Ваш храм, который мы сегодня освятили, и верхний
храм, который, даст Бог, вы закончите, проповедуют своим прекрасным
куполом и крестом, которые видны издалека, возвещают о святом православии.
Хочу пожелать вам, братие и сестры, чтобы вы закончили строительство
и верхнего храма, чтобы он был росписан святыми иконами и освящен.
Тогда ваш храм в честь праздника Успения Божией Матери будет не
только украшением сего града, но будет источником благодатных даров
для всех притекающих к нему.
Бог вам в помощь, братие и сестры. Аминь».
К концу богослужения прибыл архиепископ Керченский Анатолий (РПЦ
МП) с протоиереем Михаилом Гоголевым, клириком лондонского собора
Московского Патриархата; архидиаконом Макарием, насельником Градо-Московского
Сретенского ставропигиального мужского монастыря; и архимандритом
Емельяном, клириком архиепископа Тиатрийского и Великобританского
Георгия (Константинопольский Патриархат).
Перед целованием креста Архиепископ Марк приветствовал Высокопреосвященнейшего
Владыку Лавра, выразив от имени клира и прихожан лондонского собора
глубокую благодарность за то, что Его Высокопреосвященство нашел
время для посещения Лондона и совершения великого освящения и Божественной
литургии, после чего обратился к настоятелю и прихожанам со словами
приветствия, пожелав им помощи Божией и скорейшего завершения строительных
работ. Затем Высокопреосвященнейший Владыка Лавр вручил благословенные
грамоты Архиерейского Синода иерею Вадиму Закревскому и целому ряду
прихожан-благотворителей. Во время последовавшей за сим трапезы
с приветственными речами выступили Архиепископ Марк, приветствовавший
гостей-представителей Поместных Церквей; Епископ Агапит, протоиерей
Александр Лебедев и иерей Вадим Закревский. Впервые за долгое время
в этот день все священники Русской Зарубежной Церкви в Англии имели
возможность общаться с Высокопреосвященнейшим Первоиерархом и между
собой. Эту возможность все оценили и приветствовали. Духовенство
и богомольцы разошлись в приподнятом настроении.
В тот же день вечером Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр посетил
мужской монастырь святого мученика-короля Эдуарда, чьи мощи почивают
в храме обители. Здесь Его Высокопреосвященства тепло встретили
настоятель архимандрит Алексий и монастырская братия. Высокопреосвященнейший
Владыка, облачившись в малое архиерейское облачение, совершил молебен
у креста, установленного на том месте, где будет построен новый
братский корпус. На богослужении, кроме вышеупомянутых архипастырей
и священнослужителей, присутствовали представители Поместных Православных
Церквей, местных властей и огромное число верующих.
30 мая Его Высокопреосвященство и сопровождавшие его лица посетили
Благовещенскую женскую обитель в Лондоне, основанную в 1954 г.,
по благословению Святителя Иоанна (Максимовича), для духовно-просветительской
деятельности.
Затем трудами А. и Н. Самаренко и других прихожан был устроен праздничный
прием в честь Высокопреосвященнейшего Владыки. Здесь Его Высокопреосвященство
имел возможность побеседовать с прихожанами и богомольцами Успенского
прихода на различные церковные и духовно-нравственные темы. На приеме
приветственные речи произнесли Высокопреосвященнейший Митрополит
Лавр, Архиепископ Марк, протоиерей Петр Холодный, иерей Вадим Закревский,
П.М. Лисицын и другие.
В своем приветствии Высокопреосвященнейший Владыка снова поздравил
настоятеля и прихожан, призвав всех воспользоваться новоосвященным
храмом, оцерковиться и, освящаясь спасительными таинствами церковными,
следить за своей духовной жизнью, ибо «се обед Мой уготовах» (Матф.
22, 4), говорит Господь. А посему, «приимем же Его, - пишет преподобный
Макарий Великий, - и введем внутрь себя; потому что и для нас Он
есть пища, и питие, и жизнь вечная».
31 мая, поблагодарив Архиепископа Марка, настоятеля храма иерея
Вадима Закревского и прихожан, весьма тепло принявших Его Высокопреосвященства
и сопровождавших его лиц, Высокопреосвященнейший Владыка Лавр отбыл
во свояси.
Пожелаем же Преосвященнейшему Марку с Богом хранимой его паствой
дальнейших успехов в делах церковных, и да будет строящийся лондонский
собор светильником Православия, поставленным на горе и Светом Божественным
осиявающим и согревающим сердца верных в Великобритании.
|