Рождественское послание Архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского
Кирилла
Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение!
Слова ангельского песнопения, приводимые Евангелистом Лукой в повествовании,
посвященном дню величайшего праздника Рождества Христова, повторяются
Церковью в начале и в конце каждой утрени (кроме пасхальных заутрень
Светлой Седмицы). Такой особый вес придается Церковью этим словам
потому, что в них ярко запечатляются три составные части Царствия
Божия. А Царствие Божие, по словам Спасителя нашего, не какая-то
утопия, которая когда-нибудь наступит на земле, но предвечная
действительность сотворенной Богом Вселенной, совершенной и незыблемой,
о которой Спаситель сказал, что она внутри нас есть. Иными
словами, мы должны сами найти путь к ней, постоянно работая над
собственным духовным спасением, а не ждать, чтобы она извне каким-то
сверхъестественным образом на нас обрушилась.
Слава в вышних Богу воздают ангелы Божии и лик всех святых, т.е.
всех совершенных и спасенных душ, во главе с Царицей Небесной. Число
их намного превышает то море жизней, которое нас окружает в наш
грешный векЙ Иными словами, та материальная действительность, со
всеми ее пороками с ее земными благами и событиями, о которой печемся
мы есть ничто по сравнению с величием бесконечной славы Божией,
радостью праведных, уже вселившихся в Царствие Небесное, куда и
мы должны стремиться. Только очистившись полностью от греха и страстей,
наши души смогут водвориться в эти неописуемые селения райские.
Вникнем в слова: на земли мир. На первый взгляд кажется, что на
земле мира нет. И не было его в тот день, когда Христос воплотился
– ведь Ирод тут же поднял гонения на Сына БожияЙ Каждый год, в Рождественские
дни, многие оплакивают отсутствие мира на земле и молят о даровании
сего мира миру. Но действительно ли отсутствует мир на Земле?
Да, мы видим страшные войны, страшные распри, страшные бедствияЙ
Но ведь причиной всем этим трагедиям является только одно: богоборчество
и грех! Одержимый страшными пороками человек мечется, не зная,
чем облегчить свои страдания: победами на ратном поле, или в политических
соревнованиях, или в роскоши и самолюбовании, или в стяжании богатствЙ
Такой человек не может никогда ощутить настоящего покоя, отдыха
души. Поэтому само понятие мира – чуждо ему. Но для души,
до конца отдавшейся Богу, возлюбившей Бога всей крепостию и всем
помышлением своим, именно в этих словах ангельских звучит знакомое
определение обычного состояния полного умиротворения, испытываемого
теми, кто все свое упование на Господа возлагает и не находит причин
для тревоги. И действительно это так! Если вы еще не испытали состояния
полного покоя, полной уверенности в окружающих вас обстоятельствах
– какими бы они ни были - значит еще не поверили до конца, что Господь
Бог печется о вас. А ведь праведники нас учат, что когда мы все
свое упование возлагаем только на Господа, именно тогда перед нами
расступаются все трудности, тают все печали и жить на земле становится
вдруг легко-легко. Даже смерть, страдания, болезни в таком случае
нестрашны и переносятся с радостью о Господе и о Его Святом, непостижимом
Промысле.
И наконец: в человецех благоволение! Что такое благоволение?
Звучит так красиво, так привычноЙ А ведь, пожалуй, оно самое главное
и есть. Благоволение – это проявление благой воли.
А какая воля благая? Только о Боге мы говорим так: Благий,
ПреблагийЙ Благая воля, таким образом, может быть только одна:
БОЖИЯ ВОЛЯ, о которой нас Христос научил молиться:
Отче наш! Да будет ВОЛЯ ТВОЯ!
И вот, братия и сестры, когда в нас – в человецех – воцарится полностью
Божия Воля, когда мы – каждый в отдельности – примем ее, как Любимый
Закон, руководящий всей нашей жизнью, тогда вокруг нас и внутри
нас, здесь на земле, еще до нашей смерти, мы приобщимся к Божественному,
незыблемому Миру (покою). И только тогда мы сможем приготовиться
войти в Царствие Небесное, чтобы и там, вместе с сонмом ангелов
и святых, ликуя и радуясь воспевать Бога, не только в положенные
по уставу и календарю мгновения, но во веки веков: Аминь!
КИРИЛЛ,
Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский.
январь 2005 г.
|