Выступление
Епископа Лонгина (Сербская Православная Церковь) на совещании
духовенства Чикагской и Детройтской епархии
23-го марта Преосвященный Епископ Лонгин выступил на совещании
духовенства Чикагской и Детройтской епархии на тему примирения
и восстановления евхаристического общения в Сербской Православной
Церкви. В частности, Его Преосвященство сказал следующее:
«В послевоенный период Сербская Церковь прошла через тягчайшие
испытания в своей истории. В 1963 г. произошел «американский раскол»,
в результате нашего тогдашнего духовного состояния и при содействии
коммунистического режима на Родине.
Этот церковный раздор, имевший некоторые основания в тогдашней
политической ситуации в нашей стране, перерос в серьезную каноническую
проблему. Это видно из того, что епископ Американо-Канадский Дионисий
со значительной частью своего духовенства были лишены сана. Будучи
отлучены от Церкви, они создали «Свободную Американо-Канадскую
епархию». Причиной отделения от Сербской Церкви они выставляли
коммунистический режим. Они заявили, что не будут повиноваться
никаким указам из Белграда как исходящим от безбожного режима.
Должен заметить, что это был административный раскол, но не по
причине ереси. Собор Сербской Православной Церкви неправильно
оценил духовные и политические реалии тех времен. Когда дело приняло
плохой оборот, его уже было трудно остановить. К несчастью, наш
народ в США, Австралии, Канаде и кое-где в Европе перенес небывалые
трудности. В их среде произошли разделения и духовные искривления.
Раскол разделил семьи. Были случаи, когда отец на одной стороне,
а сын – на другой; брат на одной стороне, а другой – в оппозиции.
Во время раскола имели место попытки решить эту проблему, но все
они были обречены на неудачу и не принесли никакого плода. Обе
стороны считали себя оскорбленными, все выступали с обвинениями
и казалось, что это никогда не кончится. Американские судебные
органы выйграли от наших нестроений. Представьте себе, что мы
начали самый длинный и самый дорогой судебный процесс в США! Он
продолжался 17 лет. Он стоил миллионы долларов и обе стороны обменялись
тысячами оскорблений и обвинений. В конце концов Сербская Церковь
выйграла дело, но это никому никакой пользы не принесло. Положение
не изменилось. Мы были разделены, большая часть народа оставалась
вне Церкви, даже не зная об этом.
После провала всех бесплодных попыток к объединению Господь устроил
то, что нам не удавалось. В нужное время Господь помог нам, возведя
на патриарший престол Святейшего Патриарха Павла. Его Святейшество
воплощает святость, он духовен, богобоязнен и смиренен. Эти добродетели
украшают сего истинного раба Божия. Митрополит Ириней, возглавлявший
«Свободную Американо-Канадскую епархию», вскоре ставшую митрополией
«Ново-Грачаница», помог Его Святейшеству в большой работе по решению
вопроса о расколе таким образом, что даже сегодня мы не вполне
отдаем себе отчета о значении и величии того момента. Святейший
Патриарх покрыл грехи наши своей любовью. Он был готов преклониться
перед паствой бывшей «свободной епархии» и сказать им: «Приидите,
братие, под сень Святой Церкви»! Святейший Патриарх не требовал
справедливости, он не пытался кого-то обвинять, он не запутывался
в мелочах, но был преисполнен истинным пастырским попечением о
чадах Церкви, он покрывал всех отеческой любовью.
Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви, по ходатайству
Святейшего Патриарха и Священного Синода, восстановил в сущем
сане епископов, большинство духовенства и принял паству бывшей
«Свободной Американо-Канадской епархии». В 1992 г. в Белграде
все завершилось торжественной литургией в праздник Сретения Господня.
При восстановлении евхаристического общения не все проблемы церковной
администрации были решены, но в этом направлении ведется работа.
В конце концов это не является ключевым вопросом в церковных делах.
С пастырской точки зрения, самое главное – это быть в единении
через Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Мы духовно объединены,
церковный порядок восстановлен, а все остальное будет решено в
свое время. Рана на Теле Церкви и паствы залечена. Теперь мы постепенно
решаем проблемы реорганизации епархии Сербской Православной Церкви
на этом континенте. Думается, что такой большой успех нашей Церкви
является Промыслом Божиим. Мне представляется, что никто не смог
бы достигнуть таких положительных результатов как Святейший Патриарх
Павел. Принимая во внимание национальные черты сербского народа,
использование чисто правовых методов в данном случае не объединило
бы нас.
Ввиду всего вышесказанного, дело Русской Зарубежной Церкви и Московского
Патриархата не такое уж сложное. Насколько мне известно, никто
никого в этом противостоянии не отлучал от Церкви и не лишал сана.
Поэтому, данное разделение во многом не представляется серьезным
конфликтом. Во всяком случае, данная ситуация не имеет характеристик,
подобных сербскому расколу.
По моему мнению, было бы Божией милостью, если бы Русская Зарубежная
Церковь и Московский Патриархат подтвердили свое единство на своих
Соборах. Ведь в духовном смысле такое единство всегда существовало.
Это было бы наиболее благородный способ решения этого вопроса.
И поверьте мне, что это будет иметь положительное влияние на весь
православный мир. Русская Православная Церковь, осуществляя свою
спасительную миссию, укрепляет Церковь среди наших русских православных
братьев. Без сомнения это поможет укрепить как нас, сербов, так
и другие православные народы. Таким актом откроются широкие возможности
для Церкви в будущем и Православная Церковь станет более влиятельна
во всем мире, о чем будем молиться Господу. Сердечно приветствуем
всех собравшихся сегодня в духе братской любви».