Заявление
из канцелярии Епископа Манхеттенского Гавриила
Мы
обыкновенно не принимаем участия во всякого рода ожесточенных спорах,
тем паче ведущихся в нецерковной печати и в Интернете, полагая их
неполезными. В последние годы подобные словесные бои, исполненные
взаимного осуждения и прямой клеветы, которой не гнушаются их участники,
стали почти повсеместными. Под их воздействие, к великому сожалению,
попадают и чада нашей Церкви. В этом случае, мы, не вступая в ожесточенные
дискуссии, оказываемся в необходимости донести до сведения искренне
заинтересованных и недоумевающих людей те факты, которые, как это
постоянно случается, либо вовсе не замечаются в пылу полемики, либо
– искажаются в соответствии с толкованиями спорщиков.
Так и на сей раз, мы признали необходимым предоставить в распоряжение
всех заинтересованных сведения касательно протоиерея Сергия Клестова,
бывшего до недавнего времени настоятелем в приходе Святого Серафима
Саровского в г. Си-Клиф (Восточно-Американская Епархия). По поводу
зачисления отца Сергия за штат согласно его собственной настойчивой
просьбе, появилось уже достаточно публикаций в Интернете. Все эти
публикации сознательно направлены на создания картины «преследований»
отца Сергия Клестова, «расправы» над ним, желания его «добить» и
проч. Скажем сразу же, что никакое даже самое предвзятое истолкование
указа отцу Сергию о причислении его к духовенству Синодального Знаменского
собора в Нью-Йорке – не в состоянии скрыть главного: отец Сергий
вовсе не «наказан» и не «осужден» Епархиальной Властью. Тем более,
не может идти речи о каких бы то ни было «преследованиях за убеждения».
Долгие годы отец Сергий Клестов пребывал в подчинении приснопамятному
Епископу Митрофану (Зноско-Боровскому; + 2002 г.), бывшему настоятелем
прихода в Си-Клифе. Вполне разделяя убеждения своего Аввы на положение
дел в Русской Православной Церкви, а во многом – придерживаясь и
значительно более радикальных взглядов, отец Сергий Клестов постоянно
заявлял о желательности для РПЦЗ «как можно скорее оказаться в лоне
Матери-Церкви». Именно так заявил отец Сергий и на поминальном обеде
после кончины Владыки Митрофана в 2002 году. За последние год-два
взгляды отца Сергия, возможно под воздействием его нового окружения,
переменились: теперь он заявляет себя категорическим противником
той позиции, безоговорочным сторонником которой он был все предыдущее
десятилетие. Ни для кого не тайна, что среди священства и мирян
Русской Зарубежной Церкви существует всесьма широкое разнообразие
подходов к сложнейшему вопросу о путях нашего церковного единства.
Это касается буквально всего, что так или иначе связано с нашим
отношением к Церкви в Отечестве. Потому-то и было принято решение
о созыве Всезарубежного Собора с участием клира и мирян, подготовкой
которого займется Предсоборная Комиссия. Но никогда в нашей Церкви
не предпринималось и впредь не будет предпринято никаких попыток
давления или насильственного воздействия на совесть служителей или
чад Ее; это, кстати, по условиям, в коих существует и действует
наша Церковь, было бы совершенно невозможным и привело бы только
к нежелательным последствиям. Поэтому мы можем лишь повторить: взгляды
отца Сергия Клестова, в частности, высказанные им во время престольного
праздника прихода преподобного Серафима Саровского в г. Си-Клиф
– не имели, да и не могли бы иметь влияния на решение о переводе
его на иной приход.
Переводы священиков с одного прихода на другой – есть постоянная
практика в Русской Церкви и, разумеется, в Церкви Зарубежной. Обстоятельства
же появления указа от 11-го января сего года, врученного протоиерею
Сергию Клестову, вкратце таковы.
Высшей целью пастырского, - и, конечно же, настоятельского делания,
является сохранение и умножение мира, согласия и братской любви
в порученных им приходах, ибо это есть уже условие спасения пасомых.
Приход, который о. протоиерей Сергий Клестов унаследовал от его
создателя и бессменного настоятеля Епископа Митрофана (Зноско-Боровского),
по различным обстоятельствам, связанным, во многом, с его человеческим
составом, оказался «разделенным сам в себе». Его постигли внутренние
несогласия. Подобное, по грехам нашим, случается, и в этих случаях
задача пастыря – непременно постараться избежать дальнейшего разделения,
привести приход к обретению единства, ни в коем случае не становясь
на сторону одной из «групировок» в приходской семье. К несчастью,
в приходе преподобного Серафима Саровского в Си-Клифе этого не произошло.
При выраженном разделении в приходе, когда доверие к настоятелю
в одной из его частей оказывается подорваным, Священоначалие обычно
принимает решение о назначении на такой приход иного настоятеля
– и переводит настоятеля прежнего на новое место служения. В этом
не следует усматривать «наказания» или хотя бы «поиска виноватого».
Речь идет только о благе: благе и пастыря, и пасомых. Поскольку
было известно, что отец Сергий очень дорожит своей гражданской службой
в Си-Клифе, где он и его семья проживают в просторном благоустроенном
доме, Священноначалие предполагало перевести отца Сергия на служение
поблизости, так, чтобы у него не возникло никаких трудностей в его
повседневной жизни. Но протоиерей Сергий Клестов отказался даже
выслушать какие-либо предложения. Он сказал, что либо он остается
настоятелем в Си-Клифе, либо – уходит за штат. Это его последнее
пожелание и было исполнено. Следует еще добавить, что не будь положение
в приходе столь напряженным, возможно, и причины жалоб от прихожан,
поступившиих на отца Сергия в Архиерейский Синод, нашли бы свое
доброе разрешение в самой приходской семье, - и не возникло бы нужды
в создании комиссии по их разбору. Так по большей части и бывает
в приходах, где царствуют мир и согласие. Но, как мы знаем, случилось
иное.
В публикациях в Интернете постоянно говорится, что на стороне отца
Сергия – большинство в приходе. Это не так, и публикаторы подобных
сведений об этом хорошо знают. Согласно Нормальному Приходскому
Уставу Русской Зарубежной Церкви, право голоса в приходских делах
имеют только те из прихожан, которые платят установленные членские
взносы. Они и являются официальными членами прихода. Но среди тех,
на кого ссылаются авторы различных публикаций в Интернете - таких
меньшинство. Членство в приходе – это, как правило, удел тех, кто
желает принять активное участие в приходской жизни. Это никак не
обязанность, а право. Если бы те, кто требуют возвращения отца Сергия
на приход, в свое время озаботились бы вступлением в члены его,
возможно, они в будущем составили бы большинство. Но к моменту вспышки
нестроений в приходе – они, по большей части, членами прихода преподобного
Серафима Саровского не были. Кстати, все, чьи подписи стоят под
открытыми письмами, обладают полным правом создать свой собственный
приход, найти подходящее помещение для храма - и обратиться к Епархиальной
Власти с прошением о принятии их и приискании им настоятеля. Таковым
настоятелем может стать, с его согласия, и протоиерей Сергий Клестов,
к чему нет никаких препятствий.
Уповаем, что смущения и несогласия, которые намеренно усугубляются
притивниками нашей Церкви, молитвами Преподобного Серафима, превыше
всего ставившего стяжание мира, улягутся ко всеобщему благу, а отец
Сергий Клестов продолжит свое ревностное и благоговейное служение
Церкви Христовой.
+
Гавриил,
Епископ
Манхеттенский.
|