Епископ
Кливлендский Петр возглавил паломничество на Афон
(дневник паломника)
фоторепортаж
По благословению Архиепископа Чикагского и Детройтского Алипия и
при содействии местного правящего архиерея Греческой Архиепископии,
Епископ Кливлендский Петр возглавил паломничество на Святую Гору
Афон. В этом паломничестве, кроме Преосвященного Петра, приняли
участие его два иподиакона, чтецы Андрей Уртьев и Артемий Болдецкий,
регент Покровского кафедрального собора чтец Михаил Гилл и двое
калифорнийцев чтецы Павел Уртьев и Павел Руденко.
Перед отправлением на Афон паломники провели день в Салониках, где
смогли посетить местные храмы и поклониться святыням. Среди святынь
была очень почитаемая местными жителями чудотворная икона Божией
Матери. К сожалению, не было возможности узнать историю и название
этой иконы. Паломники также поклонились мощам святых Димитрия Солунского,
Григория Паламы и других. Посетили храм святой Софии и множество
других древних храмов, разбросанных среди новых зданий города и
со временем оказавшихся ниже уровня теперешних улиц. Поднялись также
к церкви преподобного Давида Солунского, но она оказалась закрытой
на обеденный перерыв и мы зайти в нее не смогли.
Во время пребывания в Салониках нам следовало зайти в министерство
и зарегестрировать свое желание посетить Афон и получить соответствующие
пропуски. У Владыки Петра было официальное письмо от Константинопольской
Патриархии и весь процесс получения бумаг прошел без всяких препятствий.
На следующий день, рано утром, мы на такси отправились на автобусную
станцию, откуда два с половиной часа добирались до городка Урануполиса,
где была пристань теплоходов, везущих пассажиров и грузовиков на
Афон.
На пристани надо было получить документы. Заручившись всеми необходимыми
бумагами и получив билеты, мы на теплоходе отправились в путь и
после нескольких остановок у разных монастырей мы добрались до пристани
Дафни. По дороге с борта теплохода можно было видеть разные скиты
и монастыри, из которых особенно выделялся Пантелеимоновский, к
которому мы вернемся позже.
От пристани Дафни мы на автобусе отправились в скит апостола Андрея
Первозванного, где первым делом зашли в храм и поклонились главе
святого Андрея. Интересно отметить, что до 60-х годов минувшего
столетия в скиту жили русские монахи, а в начале 20-го века их было
500 человек. Сейчас скит находится в руках греков. После ознакомления
с храмом, который произвел на всех нас неизгладимое впечатление,
нас встретили гостеприимные монахи и пригласили в приемную с традиционным
угощением водой, ракией и рахатлукумом. После этого приема монах,
заведующий приемом гостей, разместил нас по комнатам на ночлег,
владыку Петра в отдельную комнату в том же здании, а всех остальных
паломников – в другом здании в одну комнату. Когда мы устроились
на своих местах мы спустились вниз на перекус в трапезную, после
чего нам рассказали о монастыре и показали «кладбище» - комнату
с черепами почивших в этом скиту русских монахов, где владыка Петр
отслужил литию при нашем пении.
Затем все паломники отправились в столицу Афона – Карею, в пяти
минутах пешком от скита, где хранится оригинал чудотворного образа
Божией Матери «Достойно есть». Так как главный храм находился в
реставрации, то сама икона хранилась в маленькой церкви рядом, но,
когда мы пришли, она была закрыта и мы, посетив несколько иконных
лавочек, вернулись обратно, чтобы до вечерней службы отдохнуть.
После отдыха мы все собрались на общую трапезу, которую возглавил
владыка Петр. После трапезы мы все снова спустились в Карею, где
смогли приложиться к иконе Божией Матери «Достойно есть» и отстоять
вечернее богослужение в главном храме столицы. После службы протос
Афона пригласил владыку Петра и нас на традиционный прием, во время
которого проявил интерес как к нам самим, так и к общему положению
и продолжающимся переговорам между Русской Зарубежной Церкви и Московским
Патриархатом.
На следующий день, после литургии, которая началась в 4 часа утра,
нас угостили завтраком и мы отправились пешком, со всем своим багажом,
в Ильинский скит. Сперва путь шел вниз по тропинке, но через некоторое
время мы вышли на большую дорогу, идущую в гору, и идти было тяжелее.
На наше счастье, нас вскоре догнала машина, которая остановилась
и согласилась подвезти к скиту. Водитель машины, отец Иосиф, оказался
русским и знакомым владыки Петра. Он одно время жил при Архиерейском
Синоде в Нью-Йорке. Таким образом мы быстро добрались до Ильинского
скита, который в свое время был русским и в котором проживало до
300 монахов. Здесь нашими монахами с благоговением хранились рукописи
преподобного Паисия Величковского и богатейшая библиотека. Теперь
же он в греческих руках, а число монахов – около 15-ти. Сам скит
содержится в исключительном порядке и чистоте, огорчает только то,
что все русские надписи были закрашены. Скит находится на возвышении
с чудным видом на море. Для нас открыли главный храм во имя пророка
Божия Ильи и трапезный храм, где мы сподобились приложиться к чудотворным
иконам и святым мощам.
После краткого отдыха, во время которого нас любезный монах подчивал
водой и печеньем, мы снова отправились в путь пешком по тропинке
в гору, в скит Богородицы. Тропинка была запущенной и нерасчищенной
и подъем был порой очень крутой и не легкий. К нашему счастью, погода
была пасмурной и солнце не пекло. К полудню мы добрались до скита
Богородицы, где нас встретил русский монах отец Николай с двумя
русскими насельниками скита. Посетив церкви скита, подкрепившись
предложенными овощами и водой, осмотрев их владения с огородом,
мы снова отправились в путь в направлении Ватопедского монастыря.
Из скита Богородицы дорога была проездная. Сперва она шла в гору,
но потом вышла на большую дорогу, которая и вела вниз к монастырю.
К нашему счастью, на большой дороге нас догнала полицейская машина,
которая подвезла к монастырю. Однако машина была не большая и в
нее поместился только наш багаж и четыре паломника, включая владыку
Петра. Двое из паломников, более молодых и сильных, пошли пешком
на легке без багажа вниз по дороге.
В Ватопедском монастыре о нас уже знали и нас ожидали. Нас сразу
приняли в приемной с традиционным стаканом воды, рюмкой узы (крепким
напитком вроде ракии) и рахатлукумом, а потом разместили на ночлег.
Владыку снова поместили в отдельную комнату, а нас в другую. До
вечерней службы оставалось некоторое время и было приятно освежиться
и принять душ.
Ватопедский монастырь является одним из наиболее старых и богатых
монастырей Афона. В настоящее время в нем около 100 монахов и среди
них оказался один русский из Воронежа отец Серафим, который и был
к нам приставлен нашим переводчиком, сопроводителем и указателем
порядка в монастыре.
После малого повечерия, когда все вышли из храма, отец Серафим остался
с нами и рассказал нам вкратце историю монастыря и предложил приложиться
к святым мощам, которые тем временем были вынесены из алтаря на
середину храма. Среди этих мощей была и глава святителя Иоанна Златоуста
с нетленным ухом, в которое, по церковному преданию, ангелом ему
было нашоптано толкование Священное Писание. Тут же была нам представлена
возможность приложиться к чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица».
Во время общей трапезы нам был показан музей с разными экспонатами
икон и церковных драгоценностей монастыря за время его существования.
Затем нас позвали в трапезную и накормили за главным столом вместе
с отцом Серафимом. После вечерней службы настоятель монастыря пригласил
владыку Петра и нас всех к нему на прием с традиционным угощением
и через перевод отца Серафима проявил интерес к нам лично и к процессу
примирения между Русской Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом.
Утреня началась в 3 часа ночи, а вслед за ней – часы и литургия,
во время которой паломники, с благословения владыки Петра, причастились
Святых Таин. Закончилась обедня в 9 часов утра, после которой нас
всех быстро накормили завтраком и отпустили на пристань, чтобы поспеть
к лодке, которая нас должна перебросить в Иверон, т.е. в монастырь
Иверской Божией Матери.
Прибыв в Иверский монастырь мы первым делом приложились к чудотворной
Иверской «Вратарнице» Божией Матери. Так как мы приехали довольно
рано и размещение по комнатам проводилось с 12 часов дня, то нам
было предложено отдохнуть в приемной, подкрепиться водой и греческим
кофе и погулять по монастырю, что мы и сделали, посетив также иконную
и книжную лавки.
Сразу после полудня нас разместили по комнатам и некоторые из нас
сразу легли отдохнуть. До вечернего богослужения оставалось много
времени и нас провели к источнику на берегу моря, где когда-то святой
Гавриил сподобился принять икону, шествующую по воде к святой обители.
Кроме Иверской иконы Божией Матери, в этом скиту хранится множество
мощей разных святых. После вечернего богослужения в самом храме
все переходят в комнату, где хранятся все эти мощи и служба продолжается
там. Литургия с предшествующими ей часами началась в 4 часа утра,
после которой мы отправились на пристань, чтобы или на теплоходе
прокатиться вокруг полуострова в Дафни или на автобусе добраться
до столицы Афона и оттуда на другом автобусе до Дафни, чтобы на
большом пароме доплыть до Пантелеимоновского монастыря. Погода была
непредсказуема и поэтому лодка вокруг полуострова могла не появиться
и мы решили выбрать сухопутный путь на автобусах.
В Карее во время ожидания автобуса на Дафни мы снова встретили отца
Иосифа. Так как у нас оставалось достаточно времени, он предложил
провести нас к сербскому подворью, где когда-то подвизался святитель
сербский Савва со своим отцом. Там нам представилась возможность
приложиться к чудотворной иконе Божией Матери «Млекопитательница»
и посоху святителя Саввы, который он привез с собой из Иерусалима.
Перед посадкой на автобус мы все еще раз приложились к иконе «Достойно
есть».
В Пантелеимоновском монастыре мы приехали 8 августа, в канун его
престольного праздника. Прибыли мы туда около полудня со множеством
других паломников. Пока все паломники устраивались на ночлег, мы
остались у пристани в ожидании обещанного проводника. В монастыре
уже находились митрополит Воронежский и Липецкий Сергий, епископ
Павел (на покое) из Франции и еще три епископа из России. После
трапезы нас разместили в общей гостинице. Владыке дали отдельную
комнату, и нам пятерым паломникам тоже дали отдельную. Перед малым
повечерием для всех паломников была устроена маленькая экскурсия
с рассказом об истории монастыря и объяснением всех его достопримечательностей.
Были показаны разные храмы обители и множество святых мощей и чудотворных
икон. Паломникам была дана возможность приложиться к главе святого
великомученика Пантелеимона и мощам других святых угодников Божиих.
Малая вечерня началась в 6 часов вечера и длилась около 30 минут,
после чего была общая трапеза. Всенощное бдение началось в 8 часов
вечера и длилось до 4 часов утра. Это было поистине всенощное бдение.
Пели 4 хора, 2 славянских и 2 греческих. Служил один из приехавших
архиереев. Литургия началась в 6 часов 30 минут и длилась 3 часа.
Ее возглавил сам митрополит в сослужении других архиереев и многочисленного
духовенства. Наш владыка Петр не служил, а стоял на клиросе, но
его поминали на всех ектеньях и на Великом входе. Во время этих
служб выносилась глава святого великомученика Пантелеимона на середину
храма и все паломники имели возможность приложиться к ней. После
литургии был крестный ход вокруг храма, после которого при входе
в храм все подходили под иконой великомученика.
В заключение праздника была торжественная трапеза, за которой митрополит
Воронежский Сергий приветствовал братию и паломников и зачитал поздравление
митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Так как торжества
задержались, то после трапезы большинство паломников направились
на пристань, чтобы поспеть к парому. Наш владыка Петр с одним из
его иподиаконов сошли с парома, чтобы посетит Хилендарский монастырь,
а другие паломники поехали дальше до Урануполиса, чтобы уже ехать
дальше в Салоники и домой.
Итак закончилось наше духовно-насыщенное паломничество на Афон.
чтец Павел Уртьев
От редакции: Автор статьи является многолетним чтецом и певцом
архиерейского хора Радосте-Скорбященского кафедрального собора в
г. Сан-Франциско, где нетленно почивают мощи святителя Иоанна (Максимовича;
+ 1966 г.).
|