Послание
к пастве Архиерейского Собора
Русской Православной Церкви Заграницей,
состоявшегося в декабре месяце 2003 г. в городе Нью Йорке.
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Собравшийся ныне Архиерейский Собор, осеняемый как и предыдущие
наши Соборы, присутствием святой чудотворной иконы Божией Матери
Знамения Курской-Коренной, главной задачей своей работы имел вопрос
о взаимоотношении Русской Православной Церкви Заграницей и Русской
Православной Церкви Московского Патриархата.
Заседанию Собора предшествовало Всезарубежное Расширенное Пастырское
Совещание. Присутствующие на Совещании архиереи могли услышать весь
диапазон мнений практически всего Зарубежного клира. Определенно
можно сказать, что ни у кого не вызывает сомнения необходимость
вести диалог с представителями Московской Патриархии о преодолении
существующих разделений. Значительная часть участников вновь поднимала
вопрос об осуждении сергианства и экуменизма. Несомненно это нашло
отклик в работе Собора и будет учитываться впредь.
Перед нами стоит вопрос не слияния или соединения церквей, а установления
нормальных церковных взаимоотношений между двумя частями некогда
единой Русской Церкви, которые оказались разобщенными по историческим
причинам.
Как известно, в 20-х годах прошлого столетия, согласно Указа Патриарха
Тихона, на временных началах, была образована Русская Зарубежная
Церковь.
Предполагалось, что коммунистическая власть падет через несколько
лет, и русские эмигранты во главе со своими архипастырями смогут
вернуться на свою родину.
Увы, по нашим грехам, это не произошло! Безбожный режим более чем
на 70 лет поработил русский народ и воздвиг лютое гонение на веру
Христову.
Параллельно с этим, за годы своего скитания на чужбине Зарубежная
Церковь распространилась почти по всем странам мира. Создавались
новые епархии, строились храмы с приходскими школами, создавались
монастыри, возникали молодежные и патриотические организации, издавались
газеты, журналы и книги. Перед пастырями Зарубежной Церкви встала
задача не только сохранить православную веру и русскую культуру
в своей пастве, но и привлекать инославных к Православной вере,
прививая им наши церковные традиции. Так во многих странах стали
возникать приходы, состоящие почти исключительно из местных жителей,
обратившихся в Православие. С годами постепенно менялся исостав
прихожан. В то время как уходило в иной мир старшее поколение, их
дети и внуки стали забывать русский язык и теряли культурное наследие
своих родителей. Смешанные браки стали повсеместным явлением. Эти
факторы выдвинули новую задачу перед Зарубежной Церковью, которую
не предвидели ее основатели, а именно, что Русской Церкви зарубежом
придется миссионерствовать и нести миру свет Православия.
Мы, русские люди, оказавшиеся заграницей, должны благодарить Бога
за то, что, находясь в условиях полной свободы от безбожного коммунизма,
наша Церковь смогла сохранить чистоту Православной веры, не поддаваясь
пагубным соблазнам экуменизма и модернизма.
Тем временем на нашей многострадальной родине безбожная власть использовала
жуткий террор и все возможные методы, чтобы поработить Русскую Церковь.
К счастью этому пришел конец! Как предсказывали наши святые, Бог
сжалился над русским народом и освободил его от ига безбожной власти.
Да радуются земля и веселятся небеса: Тпал, пал Вавилон — эта великая
блудница!У (Ап. 18:2).
Можно бесконечно спорить о неоднозначности общественно-политических
перемен в России, но перемена в положении миллионов верующих очевидна
для всех. Теперь мы стали свидетелями того стремительного духовного
обновления, которое происходит на нашей Родине: сотнями и тысячами
принимают крещение русские люди, восстанавливаются храмы и монастыри,
возникают духовные академии, семинарии и приходские школы, в огромном
количестве печатаются религиозные книгиЙ
Мы, живущие заграницей, должны возрадоваться духовному пробуждению
русского народа и благодарить Бога за то, что Он услышал наши молитвы
и молитвы сонма новомучеников российских о спасении России.
Может быть не так быстро, как хотелось бы, но Церковь в России постепенно
начинает осознавать необходимость разрушения средостений до сих
пор разделяющих русскую паству в Отечестве и за рубежом. Действительно
Церковь в России прославила сонм новомучеников, а также Царскую
Семью, что было немыслимо сделать при безбожном режиме. Она же осудила
принцип служения Церкви государственным интересам — в сущности,
принцип сергианства. Большое количество духовенства и мирян в России
настаивает на выходе Русской Церкви из Всемирного Совета Церквей.
Все это подает надежду, что со временем будут исцелены и прочие
язвы, нанесенные Русской Церкви богоборческим режимом.
Сейчас надо договориться, как устранять застарелые и могущие возникнуть
новые недоразумения между обеими частями Русской Церкви, и согласиться
на том, чтобы впредь все проблемы взаимоотношения решать мирно и
в духе истины и любви.
По нашему твердому убеждению, Зарубежная Церковь, в силу тех задач,
которые стали перед ней в связи с окормлением столь разбросанной
и разнородной паствы, должна сохранить свою свободу и административную
независимость. При этом желательно, чтобы в тех местах, где параллельно
существуют приходы Зарубежной Церкви и Московской Патриархии был
выработан опыт дружественного сосуществования при исполнении единой
миссии свидетельства о Христе. Вопрос о полном евхаристическом общении
может являться только конечным итоговым результатом соборной деятельности
обеих частей Русской Церкви, подготавливаемой соответствующими комиссиями.
Для разрешения вопросов, связанных с преодолением конфронтации двух
частей Русской Церкви, на Архиерейском Соборе была образована комиссия,
которая всесторонне рассмотрит вопросы взаимоотношения обеих частей
Русской Церкви и предложит приемлемые для обеих сторон шаги.
Сознавая важность и ответственность развивающегося переговорного
процесса, мы находим желательным созыв в будущем четвертого Всезарубежного
Собора.
Призываем Божие благословение на всю нашу верную паству
и просим святых молитв о нас, архипастырях ваших, желающих сохранить
свое стадо в единении и в чистоте Православного вероисповедания.
Пресвятая Богородица, Путеводительница наша, веди нас и
впредь по заповедям Сына Твоего и угодивших Ему святых Отцев наших.
Аминь.
+ЛАВР, митрополит Восточно-Американский и Нью Йоркский, Первоиерарх
Русской Зарубежной Церкви.
Преосвященные:
+Алипий, Архиепископ Чикагский и Детройтский;
+Марк, Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский;
+Иларион, Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский;
+Кирилл, Архиепископ Сан Францисский и Западно-Американский;
+Амвросий, Епископ Женевский и Западно-Европейский;
+Евтихий, Епископ Ишимский и Сибирский;
+Агафангел, Епископ Симферопольский и Крымский;
+Александръ, Епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский;
+Даниил, Епископ Ирийский;
+Гавриил, Епископ Манхеттенский;
+Михаил, Епископ Бостонский;
+Агапит, Епископ Штуттгартский;
+Петр, Епископ Кливлендский.
|