На главную

 

Американец с неамериканской судьбой

Когда человек уходит навсегда, как-то ярче и яснее вдруг начинаешь его видеть: второстепенное уходит, главное остается. 18 декабря в Бостоне в возрасте 47 лет скончался архимандрит Иоасаф (Маклеллан). Добрые отношения между ним и нашей обителью сложились еще семь лет назад, когда он начал переводить материалы для английской версии монастырского сайта. Необычное сочетание: американец, выпускник Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, регент, доктор наук в области славянской филологии, преподаватель университетов в Миссури, в Принстоне... А в последний год своей жизни – послушник, иеродиакон, архимандрит, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Странная судьба? Нет, просто он всегда и во всем искал воли не своей, но воли Божией. Он был настоящим послушником.

Тогда, в декабре 2002 года, по просьбе протоиерея Романа Лукьянова, настоятеля Бостонского храма, нам написал чтец Иосиф Маклеллан. Уже первые его письма вызвали удивление – да, необычного помощника послал нам Господь! Как ни странно, но благодаря этому коренному американцу мы много узнавали о России, прикасались к ее церковной культуре. Например, объясняя, почему в его речи то и дело звучат непривычные для уха современного русского человека "отрадно" и "отселе", он попутно делился воспоминаниями о старших монахах Свято-Троицкого монастыря и преподавателях семинарии в Джорданвилле, представителях первой и второй волны эмиграции. Единство Русской Церкви было предметом его самых горячих молитв. Владыку Лавра он глубоко и благоговейно почитал и называл своим Аввой... Но лучше – пусть говорят его письма, – письма, которые уже можно назвать летописью.

2002 год

На вопросы матушки-игумении могу сказать, что в Православие наше семейство пришло довольно тернистым путем, благодаря усердию и ревности моего ныне покойного папы р.Б. Иакова. Я был крещен в 12 лет, получил имя в честь св. прав. Иосифа. (Если можно, тут хочу сразу просить молитв о моем покойном крестном отце, это Сергей Юльевич Конюс, сын композитора Юлия Эдуардовича Конюса, который покинул Россию после гражданской войны). После окончания средней школы я поступил в Свято-Троицкую духовную семинарию и через 5 лет получил степень бакалавра богословия; в день семинарского акта директор семинарии Владыка Архиепископ Лавр меня постриг в чтецы. В том же году я стал регентом родного Богоявленского прихода в Бостоне. Тем временем я учился на аспиранта на факультете славянских языков Браунского университета в Провиденсе. Докторскую степень я получил после защиты диссертации на тему языка и текстологии Хиландарской рукописи Четвероевангелия 13 века. Служу теперь в Миссурийском университете в г. Колумбия, где преподаю начальный этап русского языка и некоторые аспирантские курсы по истории русского языка и по церковнославянскому языку. Служу одновременно регентом в приходе св. Василия Великого в г. Сент-Луис. Летом также преподаю церковнославянский язык и литургику в Церковно-певческой школе при Свято-Троицкой семинарии.

***

В прошлом году, в Царские дни я подумал: что бы сказали строители советской власти, убийцы Царских мучеников, если б знали, что их тогдашние поступки станут поводом всероссийского празднования тех людей, которых они пытались уничтожить? Действительно, неисповедимы пути Господни.

2003 год

Не знаю, какой у вас доступ к известиям, но я узнал о недавнем событии, которое меня весьма обрадовало, и хотелось бы с вами поделиться вестью о нем. В консульстве РФ в Нью-Йорке президент России В.В. Путин встретился с митрополитом Лавром и другими членами Священного Синода Зарубежной Церкви. Во время этой встречи Владыка Лавр благословил президента иконой св. преподобномученицы Елизаветы и выразил надежду, что она будет хранить президента. Трудно себе представить, чтобы президент России подошел под благословение к Первоиерарху Русской зарубежной Церкви и благоговейно приложился к подаренной иконе. Президент передал Владыке Лавру письмо от Святейшего Патриарха, в котором Святейший приглашал Владыку в Москву в ближайшее время. Президент и от своего имени пригласил Вл. Лавра в Россию. Да, Патриарх – мудрый и чуткий человек, он отправил к Владыке Лавру с личным письмом самого верного гонца, которого только мог найти,– самого президента страны!

***

Вам не приходилось быть свидетелями тому, во что другие Церкви превратили святое Православие на нашем континенте. Мой покойный отец принял Православие именно в Русской Церкви потому, что она сохранила и лучшие традиции, и подлинный дух Православия. Я не буду рассказывать о том, что творится в других Церквах, не хочу нарушать ваше спокойствие. Но не забудьте благодарить Господа Бога за то, что вы сподобились приобщиться духа именно русского Православия. И наш объединенный голос мог бы лучше противостоять зловредным тенденциям. Мы могли бы делать очень много положительного вместе.

***

Я готовлюсь подать на новое место. Прошу молитв Матушки и всех сестер, чтобы проявилась воля Божия в этом деле. Сам очень и очень хочу выбраться из Миссури и вернуться на восточное побережье. Кроме того, это место в одном из лучших университетов в США. Но тем не менее знаю, что моя воля может не совпадать с волей Божией и не смею молиться, чтобы было по-моему. И сколько бы ни было горько не получить это место (тем более когда оттуда меня попросили подать на него), и сколько бы ни было радостно его получить, прошу молитв о воле Божией.

2004 год

Кажется, время мгновенно летит. Был Рождественский пост, потом святки, престольный праздник в Сент-Луисе. Теперь находимся в преддверии Великого поста, скоро Пасха. Я должен купить продукты, чтобы завтра испечь блины для коллег и студентов. Я это делаю каждый год, в каком бы университете я не преподавал. Хочется убедить студентов, что есть преимущества в изучении русского языка, о которых они раньше и не знали.

***

В 1983 году я впервые был в России и с тех пор жду, когда мы будем говорить «едиными устами и единым сердцем». Факт разделения имеет свои исторические причины, и не сомневаюсь, что такое разделение было нужно на время, и если Господь так благословит, оно прекратится таким же естественным путем в свое время. Благодаря этому разделению, этой независимости наших архиереев, Господь сподобил нас возможности прославить Новомучеников и Исповедников Российских в 1981 году. Многие считают, что Господь услышал не столько наши убогие молитвы, сколько усиленные молитвы сонма Новомучеников, к которым мы уже могли с того времени обращаться молитвенно. Я убежден, что благодаря именно силе их молитв перед Престолом Божиим, Господь сотворил такое чудо, которое я никогда не ожидал увидеть в своей жизни: Он снял иго безбожной власти в России.

***

Мы слышали о болезни Святейшего Патриарха. Все мои знакомые желают ему сил для несения тяжелого Патриаршего креста. Давайте молиться с усердием за его здравие и спасение с обоих концов света. Молиться, конечно, надо о здравии обоих наших болящих Первоиерархов.

***

Я неважно себя чувствую – была очень сильная простуда, от кашля даже вышло ребро и болит. Трудно читать лекции и петь или читать на богослужении. Прошу молитв. Если мне полезно все это терпеть, то слава Богу. А если милостивый Господь мне вернет прежнее доброе здоровие, и за это слава Богу.

2005 год

В середине сентября мне позвонил священник из Синодального собора в Нью-Йорке, о. Серафим Ган. Он спросил, могу ли я петь на молебне в среду 14-ого. Потом он добавил, что это будет по случаю визита высокого гостя – Президента России. Так что я пел на молебне перед Курской-Коренной иконой и мощами прмц. Елисаветы и Варвары при русском президенте, Владыке Митрополите Лавре и сонме представителей духовенства. Президент поставил свечки рядом с иконой и мощами, простоял короткий молебен рядом с Владыкой Лавром, и согласился на предложение выпить чашку чая. А после я видел, как они шли через собор, и Владыка показывал президенту примечательные иконы и святыни собора и объяснял их значение. Президент шел за Владыкой и внимательно слушал, как отрок на уроке Закона Божьего. Мне это показалось трогательным. Этого президента как политического деятеля можно любить или не любить, а мне очень ценно, что он первый глава Российского государства с 1917 года, который является верующим православным христианином. Для меня, и думаю, для очень многих это имеет огромное значение.

***

Спасибо за рассказ о том, как вы после приезда встречали Матушку-игумению с пением Псалма «Се что добро или что красно»; вы не представляете, как он меня обрадовал. Узнавая о вашей жизни, я невольно вспоминаю о том времени, когда сам жил в монастыре, то есть когда был семинаристом. В монастырях живут по-другому, общие ценности не те, что в миру. Жизнь идет совершенно другим ходом, и одновременно чрезвычайно приятно и грустно об этом помнить. Приятно, потому что я вспомнил о тех днях и о монахах (большинство из которых уже молятся за нас на том свете) и которых я удостоился знать. А грустно потому, что на расстоянии вижу, что давно не живу такой жизнью.

2006 год

Трудно мне судить, на каком языке Пасхальный канон звучит убедительнее. Я эти строки понял и принял к сердцу впервые по-церковнославянски, и их пою по-английски только с приезда в Миссури. Тем не менее, они меня всегда радуют на любом языке. Когда я однажды сравнивал с греческим текстом, слова «Христос бо воста, веселие вечное» запали мне в ум и долго не оставляли меня. Действительно, в невечернем дне Царствия Христова это веселие будет вечным. А «веселие вечное» или «О gladness eternal» – оба мне однозначно и одинаково радостны.

***

Что-то у меня большая путаница – много обстоятельств, которые требуют решения, и не знаю, как поступить. Так что вновь прошу святых молитв. Может быть, все станет ясным. Люблю в таких обстоятельствах повторять слова псалма: «Скажи ми, Господи, путь, воньже пойду, яко Ты еси Бог мой».

2007 год

Знаете, я лишился прихода во время Великого поста. Чтобы не быть в евхаристическом общении со Святейшим Патриархом и полнотой Православной Церкви в России, настоятель моего бывшего прихода вывел приход из-под подчинения Зарубежной Церкви и перевел в ведение сумнительной личности – человека, выдающего себя за архиепископа, проживающего в Омске. Прошу молитв. А пишу сейчас, потому что позвонил о.Виктор Болдевскуль. Он говорит, что о.Роман сильно болеет, если собираюсь повидаться и прощаться, лучше приехать поскорее. Так что иду сейчас в университет, чтобы доделать неотложные дела, а потом еду в Бостон. Прошу святых молитв об о. Романе и о его родных, которые очень переживают.

***

Участвовал в великом событии, слава Богу. Пел в сборном зарубежном хоре на патриарших службах в день Вознесения Господня (в Храме Христа Спасителя), в следующую субботу (в новоосвященном храме Воскресения Христова в Бутове) и в неделю святых Отец (в кремлевском Успенском соборе). Потом в Москву, обратно в Нью-Йорк, оттуда в Принстон, рано утром в Бостон на отпевание о. Романа. Родственники меня попросили управлять хором на отпевании. Я был рад отдать последнюю почесть дорогому о.Роману.

2008 год

Удалось провести Рождество Христово дома, т.е. в Бостоне, в родном Богоявленском приходе. Мы впервые услышали в своем храме Рождественское послание Святейшего Патриарха Алексия, о. Виктор меня попросил его прочитать с амвона во время причащения духовенства в Сочельник.

***

Когда я учился в семинарии, как важно было для нас присутствие и пример старого поколения монахов монастыря, некоторые из них преподавали в семинарии. Вспоминаю с любовью о. архимандрита Сергия, монастырского экклезиарха и эконома, преподававшего нам литургику, о. архимандрита Владимира, заведующего монастырской канцелярией, преподававшего историю Церкви, о. иеромонаха Игнатия, преподававшего Ветхий Завет и гомилетику. Все они уже на том свете, "навещаю" их и других братиев на братском кладбище, когда бываю в монастыре. "Урожай" священнослужителей, учившихся в нашей семинарии невелик, но это связано и с тем, что сама семинария маленькая. В мое время училось на всех пяти курсах от 20–и до сорока человек, не больше. Кстати и я не очень помогаю улучшать эту статистику, будучи до сих пор представителем того, что приснопамятный митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) называл "серым духовенством", т.е. людей, получивших духовное образование, но не принявших сан.

***

А еще об одном. Меня владыка митрополит Лавр попросил подготовиться к служению Церкви. Я очень взволнован. Если Бог благословит этот жизненный путь, после окончания этого семестра поеду в монастырь, чтобы начать это дело по–настоящему. И поэтому, зная о своих неопытности, неготовности и недостоинстве, я очень, очень прошу у сестер святых молитв, чтобы была на это воля Божия и, если Он благословит это дело, чтобы Он меня укрепил и сделал подходящим сосудом Своей благодати. Я бы не пошел этим путем, если бы не Владыка просил. Я считаю, что Господь его выбрал Первоиерархом нашей Церкви и верю, что нужно слушаться его просьб и не отказываться от них.

***

Спаси Господи за соболезнования по случаю кончины Владыки Митрополита Лавра. Да, у нас было счастье иметь в лице нашего Первоиерарха человека, «егоже не бехом достойни». Господь сподобил его блаженной кончины. Владыка Лавр каждый год проводил первую седмицу Великого поста в особых подвигах поста и молитвы. В монастыре каждый день служились все богослужения, начиная с полуношницы в 5.00 утра и заканчивая вечерней около 2.00 или 2.30 часов дня (с коротким перерывом около 11.00 дня). Владыка сам прочитывал святоотеческие чтения, положенные в разных местах в богослужении, например из Лавсаика или из Лествицы. Владыка в этом году, как и прежде, сам возглавил чтение Великого Канона пр. Андрея Критского на повечерии в первые 4 вечера, сам возглавил литургию Преждеосвященных Даров в среду и пятницу. Он неважно себя чувствовал в субботу и мирно почил о Господе во сне с субботы на воскресенье, т. е. на Торжество Православия. Для меня его кончина еще и личная потеря, поскольку он мне указал, что пора начинать служение Церкви и сам должен был постричь и рукоположить меня этим летом. Не верится, что его нет на этом свете. Я его знал больше 30–ти лет; меня ему представили, когда мне было 11 лет. Он является образом постоянства; он всегда был в храме на полунощнице и на божественной литургии и на повечерии, был на трапезе, служил на все воскресные и праздничные дни. И это его постоянство в посещении и совершении богослужений указывает на его глубокую веру в силу молитвы, и мы с вами были свидетелями тому, как Господь ответил на его молитвы – Церковь наша залечила такую рану.

***

Ездил в монастырь на отпевание Владыки. Негде было остановиться; все гостиницы в районе монастыря были полны. Я решил ехать ночью, приехал в три утра и пошел сразу в монастырский собор, чтобы приложиться к праху Владыки и провести немного времени в общении с ним, пока священники и диаконы читали святое Евангелие. Началась полунощница в 5.00 и сразу за ней великопостные часы. Монастырский регент Иеромонах Роман попросил меня петь вторым тенором в трио на "Да исправится молитва моя." Я стоял в середине трио. Очень было тесно в храме, и мы стояли в маленьком пространстве между архиерейской кафедрой и гробом. Поскольку конец гроба простирался за краем скамейки, на которой его положили, когда мы делали поклоны на припев, моя голова оказывалась прямо под головой самого Владыки. Когда я подошел ко гробу на последнее целование, о. Серафим Ган, личный секретарь Владыки, снял воздух с лика Владыки, чтобы я мог взглянуть на него в последний раз. Он сказал: "Владыка тебя благословляет"(имея в виду дальнейший путь церковного служения). На следующий день мне удалось поговорить с Владыкой Иларионом, заместителем Первоиерарха. Мы с ним знаем друг друга тоже больше 30-ти лет, он был моим духовником в Семинарии, за что я всегда благодарю Господа. Я ему объяснил, что мы с Владыкой Лавром договорились, что я приеду в монастырь и он совершит постриг и рукоположения. Владыка Иларион сказал, что планы, которые Владыка Лавр благословил, будут осуществлены при любом новом Первоиерархе, и что мне надлежит приехать, как я и собирался. Меня это утешило; я уже заявил о своем уходе с места в Принстоне, и уже ищут замену. Я боялся, что придется искать новую работу и забыть о желании Владыки Лавра. Очень прошу продолжать обо мне молиться. Искушения подступают со всех сторон.

***

Христос Воскресе! Хочется повторить эти спасительные слова до отдания Праздника Праздников. Слава Богу, наш Архиерейский собор выбрал Митрополита Илариона новым Первоиерархом на место приснопамятного Владыки Лавра. На прошлой неделе я ездил в Нью–Йорк к нему. Сидя у него в митрополичьих покоях я поразился, как это было похоже на обстановку четверть века тому назад, когда будучи семинаристом, я ходил к о. Илариону в келлию за советом. Он остался таким же добрым и доступным, каким был в те годы. Я очень рад, что именно он стал нашим Первоиерархом. По его благословению этим летом, Бог даст, поеду в Свято–Троицкий монастырь в Джорданвилле. Если все будет в порядке, положенные постриг и хиротонии последуют после его возвращения из Австралии в сентябре. Так остро чувствую свое недостоинство. Уповаю на милость Божию и на Его благодать, оскудевающее восполняющую и немощствующих врачующую.

***

В самом начале сентября приехал в Свято-Троицкий монастырь. Владыка Иларион очень хотел, чтобы я пожил здесь до пострига и хиротоний. Только когда все это будет, не знаю. А пока живу в монастыре. Немного странно здесь жить после 23–летней отлучки. Окончил я семинарию пол жизни тому назад, то есть, в 23 года, а мне теперь 46 лет. Много что изменилось с того времени. Трудно видеть монастырь без Владыки Лавра. Стараюсь ходить к нему на могилу каждый день и поминаю, и обращаюсь к нему с просьбами. Ведь это он меня призвал к служению, а потом меня (да и всех нас) оставил, а вопросы и нужды в его помощи и совете все-таки остались. Надгробия еще не поставили на его могиле; он похоронен под собором, с левой стороны (если смотреть с запада) под алтарем, рядом со своим духовником и воспитателем, известным иконописцем архимандритом Киприаном. Владыка Иларион попросил настоятеля монастыря, архимандрита Луку, сделать меня послушником в ближайшее время после моего приезда в монастырь. О. Лука предложил это сделать после литургии в день преп. Иова Почаевского, покровителя братии, основанной архиепископом Виталием (Максименко) на Карпатах – Вл. Виталий раньше был наместником Почаевской лавры, присоединившейся к братии Св. Троицкого монастыря после их прибытия в США после войны. День преп. Иова считается вторым праздником монастыря. С любовью о Господе, Иосиф.

***

Владыка решил меня постричь в мантию после утрени накануне Собора Киево-Печерских Святых (27 сентября/10 октября) и рукоположить меня в иеродиаконы на следующее утро за литургией. Литургия начнется в 6.00 утра, как в любой будний день, что непривычно для архиерейской службы. Все это меня немного пугает. Прошу святых молитв, особенно в день моих пострига и хиротонии. Только не знаю, как лучше меня поминать, поскольку Владыка не говорил, какое имя собирается мне наречь. Возможно, что в последний раз подписываюсь так, но пока еще прощаюсь, с любовью о Господе, послушник Иосиф.

***

- Что ти есть имя, брате? - Грешный иеродиакон Иоасаф (в честь святителя, Белгородского чудотворца). Начался сорокоуст. Сегодня служил единственным диаконом в первый раз. Очень прошу святых молитв.

***

Диаконам, потребляющим Святые Дары, советуют в это время поминать своих родных и близких, так что в конце Божественной Литургии мне удается повторно поминать всех вас: о.Авраама, матушек Злату и Домнику и сестер у Святой Чаши. После стольких лет на клиросе я мало знаком со священнодействиями диаконского служения, и приходится постоянно думать, что сейчас надо делать. А в конце службы молитвенно отдыхаю перед жертвенником и поминаю. Прошу продолжать молиться о мне грешном, нед. иеродиакон Иоасаф.

2009 год

Простите за долгое молчание. В день великомученицы Екатерины новохиротонисанный епископ Георгий рукоположил меня в иеромонахи, с тех пор я служу каждый день утром и вечером. Служу, поминаю; совсем скоро, перед Рождеством Христовым, собираюсь в Бостон. Останусь до праздника, чтобы служить, пока о.Виктор будет исповедовать, он выйдет только на полиелей на праздничной Всенощной. Он один на приходе, а на празднике ожидается 300 человек, если не больше. С любовью о Господе, иеромонах Иоасаф.
***
Приветствую Вас из святого града Иерусалима, где несу послушание в Русской Духовной Миссии, в качестве ее начальника. Уже месяц живу на Елеонской горе, служу в Спасо-Вознесенском женском монастыре и в монастыре св. Марии Магдалины в Гефсимании, где почивают свв. мощи преподобномучениц вел. кн. Елизаветы и инокини Варвары. Сестры приняли меня с большой любовью. Прошу святых молитв, у меня, наверное, одно из самых сложных послушаний, что только есть в Зарубежной Церкви. Желаю также доброго постного поприща и радости светлого Христова Воскресения. С любовью о Господе, архимандрит Иоасаф.

***

Первая Пасха в иерейском сане, и провел ее в Иерусалиме, причем Начальником Русской Духовной Миссии. Бесконечно благодарен Господу за все. С любовью о Христе Воскресшем, архимандрит Иоасаф.


Это была и его последняя Пасха. Летом у него нашли рак желчных путей: химиотерапия, больница, ему трудно стало отвечать на письма. Последнее, о чем он написал – что будет молиться об убиенном в Москве иерее Данииле.

Отец Иоасаф всегда просил Бога, да исполняется над ним святая Его воля. И Господь дал ему по сердцу его. Даровал ему решимость вырваться из суеты, оставить блестящую карьеру. Сподобил омыться покаянием, принять монашеский постриг. Сподобил и благодати священства, и служения на Святой Земле. И как венец – подал ему болезнь, чтобы ею очистить невольные прегрешения и дать возможность лучше подготовиться к переходу в Вечность.

Он ушел домой. Пожалуйста, помолитесь о нем и проводите его в этот путь. Вечная память!

www.sestry.ru

 


 





Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
Copyright © 2018
Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside Russia.
При использовании материалов, ссылка на источник обязательна:
"Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей"
75 East 93rd Street
New York, NY 10128, U.S.A.
Tel: (212) 534-1601
Э-адрес для информации, присылки новостей и материалов: webmaster@synod.com
Э-адрес для технических дел: info@synod.com