На главную


ИШИМСКАЯ И СИБИРСКАЯ ЕПАРХИЯ: 10 июля 2006 г.

Обращение епископа Ишимского и Сибирского Евтихия к духовенству и пастве приходов Русской Зарубежной Церкви в России

Дорогие о Господе отцы, братие и сестры!

Прошедшие в мае с.г. Всезарубежный и Архиерейский Соборы совершенно определенно показали нам, что Русская Зарубежная Церковь взяла направление на каноническое и евхаристическое общение с Московским Патриархатом. Это не означает, что проблемы экуменизма и «сергианства» отброшены в сторону и забыты. Нет. Но мы должны признать, что Московский Патриархат уже ясно и четко определился в неприятии «теории ветвей» и «крещенской» экклезиологии, что и являются признаками экуменизма, как еретического вероучения. С такой же ясностью Московским Патриархатом принят отказ от участия в экуменических «богослужениях». Основанием же для разделения могут быть только вероучительные разногласия. Что же касается отказа от «Декларации» 1927 г., то он совершается постепенно. Главные вехи такого отказа – это прославление сонма новомучеников вкупе с Царской Семьей, и принятие новой социальной концепции в 2000 г. Нужно, однако, и нам признаться, что мы ревностно следим за каждым словом похвалы в адрес митрополита Сергия, но совершенно не замечаем слов осуждения его церковной политики, особенно когда сами ошибки не связывают с именем «Сергий». Я с удивлением узнал во время Соборов, что даже ярые противники единства с Московским Патриархатом за рубежом уже убрали из своих претензий проблему «сергианства». Мне остается засвидетельствовать, что проблема «сергианства» уменьшилась благодаря сумме перемен в Московском Патриархате до такой величины, что уже не может претендовать на размер проблемы, оправдывающей разделение. Вот таким образом устраняются причины, которые могли бы вызвать смущение в восприятии курса Русской Зарубежной Церкви на каноническое общение с Московским Патриархатом.

Осуществление этого курса на практике требует времени, и невозможно его определить какими-либо датами. Предстоит труд согласования и утверждения церковной властью обеих частей Русской Церкви основных положений, обусловливающих возможность евхаристического общения и канонического единства. После того, как эти согласования и утверждения будут произведены, останется подписать соответствующие Акты Священноначалием. Но на это уйдет время от нескольких месяцев до года. После этого для Российских приходов Русской Зарубежной Церкви наступит «переходный период». Он с точностью тоже пока не определен официально. Скорее всего, речь может идти о пяти годах. Цель этого периода – дать возможность духовенству и приходам определить свое место в епархиях Московского Патриархата, чтобы не сразу в один момент оставить наши приходы перед местными церковным властями, с которыми в некоторых случаях сложились неприязненные отношения, но постараться помочь им исправить эти отношения и найти приемлемый для продолжения пастырской и приходской деятельности вариант существования в епархиальных структурах Московского Патриархата. Этот процесс требует индивидуального подхода. Некоторые священники, возможно, выберут для себя другое место жительства, а иным совсем не потребуется дожидаться конца срока переходного периода и они сразу же после заключения Актов общения с Московским Патриархатом готовы будут безболезненно влиться в состав местных епархий.

Ошибкой было бы для нас сейчас пытаться оспорить определения Соборов или искать в них места с целью противодействия примирительному процессу. Это пустая и вредная трата драгоценного времени, которое Господь нам отвел для трудов спасения души. Для пастырей предстоит другая трудная и ответственная работа. Во-первых, самим для себя уразуметь волю Божию к этому церковному делу и подчинить свои чувства, намерения и дела этой Божией воле; во-вторых, убедить своих прихожан в правильности церковного курса на примирение; в-третьих, помочь себе и прихожанам преодолеть те греховные поползновения, которые препятствуют духу церковного единства: это гордость, ропот, непослушание, самомнение, саможаление, меркантильные интересы. Только вооружившись любовью, самоотвержением, смирением, мужеством, молитвой – т.е. христианским доброделанием, можно преодолеть свои немощи и богоборческие стремления к бунту и расколу.

Как напрасен труд противников церковного единства в поисках единомышленников себе среди недовольных по разным причинам своим Священноначалием, можно воочию убедиться на печальной истории «витальевского» раскола.

Раскольники раскололись и между собой, и друг друга предали грозным прещениям. Подлый способ прикрываться подписями больного митрополита использован и в этой «внутрираскольничьей» возне. На вражде и на самомнении ничего угодного Богу создать невозможно. Как еще в начале переговорного процесса, так и сейчас я утверждаю, что в деле канонического общения двух частей Поместной Русской Церкви окажется более прав тот, кто более смирит себя.

Я уже со многими поделился своими переживаниями во время Всезарубежного Собора, которые привели меня к несомненному убеждению, что воля Божия – есть единение Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата в одном теле Русской Православной Церкви.

Теперь я имею счастье исполнять свой архипастырский долг в Богом данном мне, грешному, мире со своей христианской совестью.

Прошу вас, дорогие пастыри, братие и сестры, добросовестно приложить свои усилия к поддержке созидания богоугодного единения. Прошу всех более пребывать в молитве, чтении Писаний, в размышлениях о Боге, нежели в сомнениях, спорах, обсуждениях и осуждениях Священноначалия.

Изволилось Духу Святому и Освященным Соборам определить нам новое поприще на ниве Христовой в новых условиях восстанавливаемого единства Русской Церкви, разрушенного усилиями безбожной большевистской тирании. Пусть никто не усумнится в богоугодности этого дела.

+ Евтихий,
епископ Ишимский и Сибирский.

7 июня 2006 г.
г. Ишим