На главную


ДЖОРДАНВИЛЛЬ: 9 октября 2006 г.
При Свято-Троицкой Духовной Семинарии состоялась четвертая богословская конференция

6-7 октября в Свято-Троицкой семинарии состоялась четвертая ежегодная богословская конференция. Проведение подобных конференций   является уже доброй традицией, и привлекает заслуженное внимание не   только за границей, но и в России.   Приветствия в адрес участников   конференции прислали: Святейший патриарх Московский и Всея Руси   Алексий II , ректор Московских духовных школ   архиепископ Верейский Евгений, председатель Российского фонда   культуры Никита Сергеевич Михалков.

Нынешняя конференция была посвящена выдающемуся иерарху Русской   Православной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому)   и была   приурочена к 70-летней годовщине со дня кончины святителя. Мощная   фигура митрополита Антония – богослова, общественного деятеля,   иерарха, всегда привлекала, и всегда будет привлекать внимание   церковных и светских ученых, всех, кому не безразлична судьба   России и Русской Церкви. Именно поэтому четвертая богословская   конференция, проводимая в Свято-Троицкой семинарии в этом году,   вызвала такой неподдельный интерес и живой отклик. Кроме   докладчиков из числа преподавателей непосредственно самой Свято-Троицкой семинарии, на конференции были представлены такие   известные научные центры как Санкт-Петербургский Государственный   Университет, Санкт-Петербургский Государственный Технический   Университет, Российский Государственный Архив Санкт-Петербурга,   Московская Духовная Академия, Свято-Тихоновский Православный   Университет. Из зарубежных учебных заведений в конференции и   Колледжа Св. Олафа.приняли участие представители Смит Колледжа,   Университета Олбани, Папского Восточного Института.

Отрадно отметить внимание, проявленное к конференции со стороны   священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей. В ней   приняли непосредственное участие Первоиерарх   Русской Зарубежной   Церкви Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр и епископ Женевский и Западно-Европейский   Михаил. Высокопреосвященнейший владыка Лавр выступил с   обращением по случаю семидесятилетия блаженной кончины митрополита   Антония, а преосвященный Михаил прочитал доклад на тему «Митрополит   Антоний Храповицкий и его мысли о Достоевском как проповеднике   Возрождения».

Празднование юбилейной даты со дня кончины владыки Антония   носило не только научный, но и молитвенный характер. В субботу 24/7   октября была в Свято-Троицком соборе была отслужена Божественная   литургия, после чего состоялась панихида по почившим митрополитам   Антонию и Анастасию за которой молились участники конференции,   братия Свято-Троицкого монастыря и богомольцы.

Участники конференции в своих докладах попытались охватить все   стороны многогранной деятельности владыки Антония, дать оценку его   обширному духовному, богословскому,   и церковному наследию. Многими   докладчиками справедливо было отмечено, что такие   выдающиеся   личности как митрополит Антоний всегда будут оцениваться   неоднозначно как современниками, так и потомками, причем та или   иная оценка будет зависеть не от реальных действий, мыслей и   высказываний, а зачастую от ангажированности самих критиков. И   действительно, фигура владыки Антония получила далеко не   однозначную оценку. Наряду с признанием заслуг и той огромной   положительной роли, которую этот выдающийся архипастырь сыграл в   жизни Русской Церкви и Русского государства, мы встречаем нападки и   обвинения, зачастую превратившиеся в стандартные клише.   Опровергнуть эти заблуждения, выявить действительную причину тех   или иных высказываний и поступков владыки Антония, являлось одной   из целей устроителей и участников конференции.

Сообщения, представленные вниманию участников и гостей   конференции были посвящены практически всем сторонам деятельности   великого архипастыря.

Будучи в 27 летнем возрасте назначен ректором Московской Духовной   Академии архимандрит Антоний внес в ее стены совершенно новый дух,   освободив Академию от мертвящей схоластики и формализма. Уже в это   время будущий русский святитель проявил себя как любитель и   почитатель ученого монашества, сторонник живого, неформального   общения в студенческой и академической среде. При участии молодого   ректора был создан студенческий кружок проповедников,   распространявших слово Божие в среде простого народа. Ученая и   церковная жизнь в Академии   во время ректорства о. Антония   приобрела совершенно иной характер. Преподаватели и студенты всей   душой полюбили молодого ректора. Из числа учеников архимандрита   Антония вышла впоследствии плеяда выдающихся архипастырей и   пастырей Русской Православной Церкви, многие из которых   впоследствии увенчались   мученическим венцом. Отличительной чертой будущего владыки,   убеждением, которым он остался верен всю свою дальнейшую жизнь,   была его глубокая церковность. Ей он соизмерял все свои мысли,   слова и поступки, только через призму церковности он оценивал   общественные, политические и церковные события, современником   которых ему довелось быть. Без этого невозможно понять и правильно   оценить мощную фигуру великого русского святителя. Еще одной чертой   владыки было полное отсутствие тщеславия и карьеризма. Свои мнения   он высказывал прямо, без оглядки на последствия для его продвижения   по иерархической лестнице. Часто он защищал перед священноначалием   профессоров Академии по каким то причинам впавшим в немилость.   Позже, уже будучи архипастырем, владыка Антоний также смело   высказывался по поводу церковно-государственных отношений и той   роли, которую Церковь должна занимать в обществе, чем заслужил   признание и авторитет в церковной и патриотической среде и нелюбовь   придворной аристократии.

Ряд докладов были посвящены деятельности владыки Антония на   Волынской кафедре. Будучи архипастырем, владыка Антоний нашел   широкое поприще для применения своих талантов и энергии. Здесь в   полной мере расцветает его церковно-общественная деятельность. Она   видна во всем. Архипастырь Волынского края проявляет себя как   ревнитель народного и духовного просвещения, храмостроитель, борец   за права угнетенных православных Карпатской и Холмской Руси. Будучи   мудрым и ревностным архиереем Антоний заботился о пастырях   вверенной ему епархии, он окружил любовью и заботой духовенство и   монашество Волынского края.

Не обошли участники конференции и полемические вопросы, до сих   пор вызывающие дискуссию вокруг образа владыки Антония. Ряд   докладов были посвящены отношению владыки к еврейскому вопросу,   движению имяславцев, отношению с митрополитом Сергием   (Страгородским), его пониманию догмата Искупления.

В докладах было подчеркнуто, что наряду со славянофильством,   глубокой любовью к исконно русскому Православию, симпатиям к   старообрядческому богослужению, глубокому знанию русской народной   жизни, православие митрополита Антония не носило узко   националистического характера, оно было поистине вселенским. Будучи   иерархом в России, а впоследствии и встав во главе Русской   Зарубежной Церкви, владыка имел самое широкое общение с   православными иерархами востока, пользовался у них безграничным   уважением и большим авторитетом. Кроме того, были представлены новые   данные об участии митрополита Антония в переговорах с Англиканской   церковью и о его роли в организации движения протеста против   преследования духовенства и верующих в Советской России.

Ряд сообщений затронули непростую тему позиций Святейшего Патриарха Тихона   и митрополита Антония в трагический период гражданской войны и   первых лет эмиграции.

Несколько сообщений были посвящены церковной и политической   деятельности митрополита Антония в 20-е и 30-е годы, как главы   Временного Высшего Церковного Управления, а затем и Архиерейского   Синода Русской Православной Церкви Заграницей. В частности, были   затронуты такие моменты, как отношение митрополита Антония к указу   патриарха Тихона о закрытии ВВЦУ и деятельность владыки в связи с   заграничным церковным расколом, а также попыткой созыва   Всезарубежного Собора в 1923 году.

В заключении с участниками и гостями конференции поделился   своими воспоминаниями о владыке Антонии протоиерей Феодор Шевцов.   Еще будучи мальчиком о. Феодор жил с родителями в Сремских   Карловцах и прислуживал митрополиту Антонию в алтаре. Воспоминания   об этом о. Феодор сохранил на всю жизнь и тепло и с воодушевлением   рассказал об этом   слушателям.

К конференции была приурочена выставка под названием «Митрополит   Антоний (Храповицкий) Архипастырь Русского Рассеяния. На ней были   представлен ряд уникальных экспонатов среди которых митра и панагии   владыки Антония, принадлежавшие ему редкие книги, прижизненные   издания сочинений, оригиналы писем и указов, обширная коллекция   фотографий. Экспозиция выставки была развернута в актовом зале   Свято-Троицкой духовной семинарии и явилась ярким дополнением к   научным докладам и выступлениям.

Как заметил организатор историко-богословских конференций при   Свято-Троицкой Семинарии, заместитель декана диакон Владимир   Цуриков, состоявшаяся четвертая конференция стала заметным событием   не только в жизни Свято-Троицкой духовной семинарии, но и всей   Русской Православной Церкви.