Притча о милосердном самарянине: О любви к Богу и ближним Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В нынешнем евангельском повествовании раскрывается нам с предельной ясностью наивысший закон любви к Богу и ближнему и дается яркий пример преломления этого закона в жизни. «Законник некий приступи ко Иисусу, искушая Его, и глаголя: - Учителю, что сотворив - живот вечный наследую?» Так начинается евангельская повесть. Иисус заставил его самого найти в законе ответ на поставленный вопрос и законник, вполне правильно, сослался на главные заповеди любви к Богу и ближним, Но возник новый вопрос: «кто есть ближний мой?» В ответ на этот вопрос, Господь рассказывает чудную притчу о Милосердном Самарянине, о том, как мимо ограбленного, избитого и израненного разбойниками, еле живого человека, прошли священник и левит, не оказав ему помощи. И лишь иноплеменник самарянин, ненавидимый иудеями, сотворил дело милосердия - перевязал раны, доставил его в гостиницу и и позаботился о дальнейшем уходе о несчастном. Притча эта, хотя и не отвечает прямо на вопрос законника «кто есть ближний мой», - но дает ему, а в его лице - всему человечеству, божественный урок о любви, как об основном начале и принципе жизни, о том, как каждый человек может и должен стать ближним всякому, нуждающемуся в милости. «Иди и ты твори такожде». Таким назиданием Спасителя заканчивается, слышанное нами ныне, евангельское чтение. Как дорог и как близок нашему сердцу этот Милосердный Самарянин! Как трогательны его любовь, сострадательность, милосердие и бескорыстность. Как умилительна его жертвенность, проявленная к иноплеменнику и даже недругу, «впавшему в разбойники»! С другой стороны, как осуждаем мы приточных священника и левита, видевших своего соотечественника израненного и умирающего и не оказавших помощи несчастному. Поистине негодуем и возмущаемся мы их черствостью и бесчеловечностью. Размышляя об этой притче, нам кажется, больше того, мы вне всяких сомнений уверены в том, что поступили бы так, как поступил благородный самарянин. Дай Бог. Однако, углубимся в свою совесть и проанализируем свое сердце: или, проще всего, - оглянемся на прожитую нами жизнь - и тогда увидим, как далеки мы от этого идеала. Сколько раз мы испытывали угрызения совести, которая укоряла и укоряет нас в том, что мы не оказали помощи и не приняли должного участия в горе или несчастье ближнего, а может быть, в некоторых случаях, даже были причиной его страданий... Почему же так? Ведь мы так искренне желаем творить добро, а вместо добра, сплошь и рядом, делаем зло. Мы так искренне, от всего сердца желаем последовать примеру Самарянина, а в жизни идем по стопам безсердечных и черствых священника и левита. В чем же дело? Разгадка заключается в том, что мы не только не исполняем, но даже искажаем наивысшие заповеди любви к Богу и ближним». Господь говорит: «имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их - той есть любяй Мя». Значит любовь к Богу проявляется в практическом исполнении Его заповедей. Из этих слов Спасителя, также исчерпывающе ясна полная и неразрывная связь всех заповедей Божиих, Нельзя исполнить заповедь любви к Богу, нарушая какую-либо другую заповедь. И, действительно, говорящий, что любит Бога, а брата своего ненавидит - ложь есть, по слову Апостола любви Иоанна Богослова. Что касается второй наивысшей заповеди: «возлюби ближляго твоего как самаго себе», то, очевидно, для исполнения этой заповеди, необходимо прежде всего правильно полюбить себя. Любим ли мы себя? На этот, на первый взгляд кажущийся наивным и даже странным, вопрос, большинство ответит, пожалуй, положительно. И, действительно, кто из нас не желает себе добра? Каждый желает себе и здоровья и счастья, и материального благополучия, и успеха во всех делах, удовлетворения интеллектуальным запросам, и уюта в семье, а также мира, согласия и любви со всеми ближними. Более того, каждый из нас желает себе душевного спасения - блаженной жизни в вечности. Однако каждый из нас, несмотря на постоянное и ненасытное желание себе добра, все время причиняет себе неимоверное количество зла! Вдумайтесь только - сколько зла, в духовном смысле, причиняем мы себе гордостью, злобой, завистью, неправдой и прочими бесчисленными грехами, не говоря уж о тяжких и смертных грехах и грехопадениях. Поистине, нет в мiре такого злодея, который мог бы причинить нам столько зла, сколько причиняет его себе каждый из нас! И это происходит потому, что мы правильную любовь к себе подменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению и удовлетворению всех греховных желаний и похотей нашей падшей воли, руководимой лживым и лукавым разумом и затуманеной совестью. Думая, что удовлетворяем любви к себе, - мы удовлетворяем своему самолюбию, а этим злодействуем себе, губим себя, готовим себе тяжкую участь в вечности... Поистине, мы сами впали в душетленные разбойники и нуждаемся в милосердии Божием! Правильная любовь к себе, как и любовь к Богу, заключается в труде исполнения Христовых заповедей. Если ты благословляешь клянущих тебя - ты любишь себя. Если ты добро творишь ненавидящим тебя - ты любишь себя. Если ты молишься за причиняющих тебе напасть - ты любишь себя. Если ты кроток и незлобив, долготерпелив к ближнему и, вообще, живешь по заповедям Божиим - ты правильно любишь себя, а правильно полюбивший самого себя, может богоугодно полюбить ближнего, исполнением относительно его всесвятых заповедей Господних. Однако творение добра и проявление любви должно быть во Христе и ради Христа, т.е. на проявляемую нами любовь к ближнему мы должны смотреть как на любовь Христом нам дарованную, так же как и в ближнем, мы должны провидеть Христа. Любовь от Христа, Христом и для Христа. Если же мы будем творить добро, хотя и бескорыстно, но только ради добра и руководиться лишь гуманными идеалами без Христа, то это шаг за шагом, мысль за мыслью приведет нас к пагубному самомнению и гордыни. Мы возомним, что можем что-либо делать без помощи Христа, в то время, как Христос говорит, что «без Мене не можете творити ничесоже». Это самомнение и гуманизм без Христа привели уже инославный мiр к сухому, самоуверенному и так модному в наше время умопомешательству, которое заключается не только в пресловутом сосуществовании, но даже в сотрудничестве, а может быть уже и в содружестве со злом... Вот почему уже 40 лет как наше Отечество впало в лютые разбойники, а весь мiр в горделивом самоупоении, завернувшись в черную тогу гуманизма, с ледяным равнодушием, подобно священнику и левиту, проходит мимо изъязвленной и страждущей телом и душой Родины нашей и не хочет избавить ее от этих нечеловеческих страданий, не понимая что этим преступным равнодушием готовит себе гибель. Не причастны ли и мы, в какой-то степени, своим равнодушием, к этому злу? Опомнимся хотя бы мы - чада Церкви Христовой и поруганной Отчизны нашей! И если сейчас, находясь в таких условиях, которые не позволяют нам постоять за свое Отечество так, как мы этого хотели бы, то в рамках наших возможностей мы обязаны раскрывать перед гражданами этой страны святую правду Святой Руси, а также, мудрость, благородство и миролюбие Православной Государевой России. Мы должны молиться об избавлении Земли Русской от ига богоборцев, молиться так, как молимся о себе когда находимся в несчастьи, молиться так жарко, как молимся о своей матери или о больном дитяти, которое может умереть. Мы обязаны также разъяснять и сатанинскую сущность богоборческой большевистской власти, под игом которой гнется наша Родина, ясно доказывая, что она - эта власть - по своей бесовской природе, - может прогрессировать только во зле. В себе же, в своем сердце, мы будем хранить, дорожить и крепко беречь единственное, оставшееся у нас сокровище - Веру Православную и Православную Церковь Христову. Чистоту их будем оберегать, как зеницу ока. Везде и всюду - в личной, семейной и общественной жизни - будем Православными и Русскими - с большой буквы. Будем трудиться над творением добрых дел, в свете заповедей любви, призывая в помощь Господа и Спасителя нашего и никогда не забывая Его сладчайших слов: «имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их - той есть любяй Мя. а любяй Мя - возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам». Аминь. Слово произнесенное в Кафедральном соборе Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости» в Сан-Франциско в 1958 г. Епископ Нектарий (Концевич), духовный сын преподобного старца Оптинского Нектарая, занимал Сеатлийскую кафедру. Скончался в день Новомучеников Российских в 1982 году. |