Cвященник Сергий СВЕШНИКОВ

К празднованию 100-летия со дня прославления
преподобного Серафима Саровского

Речь, произнесенная на праздновании юбилея в Западно-Американской епархии 2 августа 2003

Одним из организаторов торжества прославления преподобного Серафима Саровского был русский патриот генерал Владимир Фёдорович фон дер Лауниц, бывший в 1903 г. губернатором Тамбовской губернии. Генерал посвятил всю жизнь служению Царю и Отечеству и впоследствии погиб от руки террориста-революционера при выходе из церкви. Когда его спросили, как вообще можно организовать такое грандиозное церковное торжество, Владимир Федорович размашисто перекрестился и ответил: «Преподобный Серафим поможет!». Этими словами русский дворянин из древнего боярского рода обозначил то, что объединило более трехсот тысяч человек, собравшихся со всех концов России в Саровскую пустынь в июле 1903-го года: то упование , с которым верующие уже почти два столетия обращаются к угоднику Божию, прося его молитв и заступничества перед Господом.

Еще при земной жизни святого старца стекались к нему отовсюду самые разные люди: государственные деятели и крестьяне, купцы и солдаты, богатые и бедные, старые и малые; и каждого батюшка Серафим встречал словами, которые так много для него значили: «Радость моя, Христос воскресе!», и каждого утешал, давал наставление, поучение или врачевал телесные немощи и душевные недуги. И каждый уносил в своем сердце частицы его духовной мудрости, передавая потом слова его из уст в уста.

Что же такое особенное находили люди в ласковом батюшке Серафиме? Наша современница, православная журналистка Валентина Дмитриевна Сологуб в одной из своих статей писала, что каждая эпоха «выявляет как бы свой тип святости, Господь открывает такого святого, который особенно сейчас нужен народу. Одни святые дают пример смирения, другие – непрестанной молитвы и служения страждущим; одни исцеляют, другие учат терпеть невзгоды...» Преподобный Серафим, великий подвижник и образец духовного делания, ярко сиял в лучах Божественного света, и свет этот видели многие.

Около сорока лет провел преподобный Серафим в постах, затворах, пустынном жительстве, подвигах молчания и ночных молитв, благоговейно изучая Слово Божие, писания и жития подвижников благочестия, прежде чем двери его убогой кельи отворились для приходящих к нему. Все это время святой Серафим стремился к одной лишь цели – стяжанию Духа Святого, о чем и нам заповедывал словами, произнесенными в разговоре с послушником Иоанном Тихоновым: «Радость моя! Молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

Прохор Исидорович Мошнин, будущий угодник Божий преподобный Серафим Саровский, чудотворец, родился в июле 1759-го года в городе Курске. Его родители были известны своим попечением о храмах Божиих и заботой о неимущих и обездоленных. Особое попечение Царицы Небесной о Прохоре проявилось еще в его детстве. Прохор же, в свою очередь, рано полюбил чтение Библии и духовных книг.

Старший брат Прохора, Алексей, занимался торговлей и имел свою лавку в Курске. Отрока Прохора также заставили приучаться к торговле в этой лавке. Но сердце его лежало далеко от всего земного, и сокровища свои он стал собирать там, «где ни червь, ни тля тлит, и где воры не подкопывают и не крадут». И вот семнадцатилетним юношей, после паломничества к мощам первоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия Киево-Печорских, Прохор был принят послушником в Саровскую пустынь.

Прохор безропотно и усердно исполнял монастырские правила, уставы и послушания. В звании послушника Прохор провел семь лет. После тщательного искуса настоятель пустыни ходатайствовал перед духовной властью об удостоении его сана инока. Так Прохор был возведен в ангельский образ с именем Серафим, что значит «пламенный», так как предугадывали в нем земного ангела и небесного человека и видели в его сердце пламенную любовь ко Господу. Этот огонь, согревший впоследствие тысячи душ, придавал отцу Серафиму силы восходить на все более высокие ступени подвижничества, а Господь подкреплял ревность его духовными видениями. Чистота сердца, воздержание, постоянное возвышение души к Богу соделали отца Серафима способным к созерцанию мира нетленного. Ограждая себя смирением, он восходил в духовной жизни от силы в силу.

Из духовных подвигов преподобного Серафима известны лишь немногие. Многое было сокрыто от людских глаз и совершалось перед лицом одного Бога. Отец Серафим не брался безрассудно за самые тяжелые подвиги, но во всём действовал рассудительно и только с благословения настоятеля, у которого находился в смиреннейшем послушании.

Проводя жизнь в уединении, трудах, чтении и молитве, посте и воздержании, отец Серафим со временем добавил к ним затвор и молчальничество. И только после многих подвигов крайнего самоотвержения, тяжесть которого не смог вынести ни один из желавших подражать его житию, Господь отворил келью старца и явил миру светильник, который, возжегая, не ставят под спудом, но на возвышенном месте, чтобы светил многим. Даже лицо Преподобного излучало чудный свет, смотреть на который, по словам того же послушника Иоанна, ставшего позднее иеромонахом Иоасафом, было невозможно.

Господь прославил Своего праведника даром чудотворения. Как при жизни святого старца по его молитвам Господь открывал глаза слепых, исцелял хромых и недужных, спасал от бед, изгонял бесов, так и по его блаженной кончине обращающиеся к Преподобному получают от него скорое заступление и благодатную помощь.

Не менее знаменит преподобный Серафим и даром прозорливости. Возносясь духовными очами к небесным обителям, взор Преподобного проникал в сокровенное судеб как отдельных людей, так и всей России. «Огради себя молчанием!» - предупреждал батюшка Серафим и указывал крестьянину, где найти пропавшую корову. Оградив себя молчанием, Преподобный писал письмо, из которого семьдесят лет спустя Царь-мученик Николай II-й узнал о сташной судьбе, ожидающей Россию и Династию.

Живая связь между преподобным Серафимом и Царствующим Домом поучительна для всякого, кому небезразлична судьба России. Согласно некоторым свидетельствам, еще при жизни преподобного Августейший предок Царя-мученика, Император Александр I, навещал старца. А в 1903-м году по особому соизволению Его Императорского Величества Государя Императора Николая II-го состоялось прославление жития и подвигов Преподобного, причём мощи его были положены в благолепно устроенную благочестивым Царем раку.

Батюшка Серафим не только сам с великим почтением относился к богоданной царской власти и к Помазаннику Божию, но и других наставлял на этот спасительный путь. Часто, беседуя с симбирским судьей Николаем Александровичем Мотовиловым, Преподобный разъяснял, «как надобно служить Царю и сколько дорожить его жизнью», приводя в пример Авессу, военачальника Давида. Заботясь о безопасности Давида, Авесса говорил ему: «Нас много у тебя, а ты, Государь, у нас один. Если бы и всех нас побили, то лишь бы ты был жив, - Израиль цел и невредим. Если же тебя не будет, что будет тогда с Израилем?..» Что стало с Россией «без Царя в голове», известно всем. Говоря о христианских добродетелях, преподобный Серафим замечал, что «после Православия [усердие и ревность верноподданных к Царю] суть первый долг наш русский и главное основание истинного христианского благочестия».

Батюшка Серафим написал письмо Царю, который много лет спустя прославит его; запечатал письмо мягким хлебом и передал на хранение Мотовилову со словами: «Ты не доживешь, а жена твоя доживет, когда в Дивеево приедет вся Царская Фамилия, и Царь приедет к ней. Пусть она ему передаст». Получив это письмо в 1903-м году и прочитав его, «Государь плакал безутешно».

Предвидел святой Серафим и русский бунт, и реки крови, и уничтожение и осквернение церквей, и нравственный упадок архиереев. Но предвидел и возрождение великой России. «Не до конца, – говорил Преподобный, – прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца Земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется ещё Православие и остатки благочестия христианского». «У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Ради сих добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие – сих врата адовы не одолеют.»

Как видим, спасение и возрождение России святой видит именно в православной вере. И наша задача состоит не только в том, чтобы радоваться тому потоку людей, который хлынул в конце 80-х – начале 90-х годов в храмы России; не только в том, чтобы всеми силами поддерживать этот благой процесс возрождения и исцеления нашего Отечества; но и в том, чтобы и нам самим хранить чистоту Православия и именно в ней воспитывать наших детей. Пока же не только к современникам преподобного Серафима, но и к нам можно отнести слова, сказанные батюшкой около двух веков тому назад: «Мы, на земле живущие, много заблудили от пути спасительного; прогневляем Господа и несохранением святых постов; ныне христиане вкушают мясо и во святую четыредесятницу и во всякий пост; среды и пятницы не сохраняют; а Церковь имеет правило: не хранящие святых постов и всего лета среды и пятницы много грешат». Если неверны мы Церкви своей даже в малом, на что ещё надеемся?!

Празднуя столетний юбилей прославления преподобного Серафима Саровского, стоит помнить и о том, что крестный ход, шедший в 1903-м году из Дивеева в Саров, по пророчеству преподобного Серафима когда-то пойдет из Сарова в Дивеево, и чудный старец, спящий ныне сном семи отроков Ефесских, восстанет и пойдёт проповедовать покаяние. «Село Дивеево [же], соделавшись Домом всемирным, просветится паче всех, не только русских, но и всех градов на свете – ибо свет веры Христовой через это воскресение из мертвых Великого старца Серафима утвердится вселенной всей. Тогда с какой жадностью все обратятся ко всем источникам православным для узнания о начале и ходе сего дива истории.» Пока же есть еще хотя немного времени, будем каяться, будем подвизаться, будем обращать окружающих к святой вере православной примером своей жизни. А как нам справиться с такой трудной задачей? – Преподобный Серафим поможет!

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!


Монтерей, Калифорния

[главная] [новости] [епархии] [история] [наше наследие]