К вопросу о возобновлений прещений против юрисдикционных группировок Слыша о том, что в наших церковных кругах поднимается вопрос о возобновлении прещений в отношении отколовшихся от Зарубежной Русской Церкви церковных образований, хочется высказать нижеизложенные соображения. Резкость осуждения отделившихся от нас группировок, объявление о том, что их благодать - не благодать, что их таинства - не таинства, а «пища демонов», никогда не были полезны, раздувая враждебность и становясь часто препятствием при попытках той или иной группировки или части группировки вернуться на правый путь. Господь не дал нам конкретных данных, чтобы судить: совершилось ли то или иное таинство или не совершилось. Одно мы знаем, веруем и исповедуем, что в нашей непорочной, святой и правой Церкви и во всех Церквах, имеющих с Ней общение, Таинства благодатию Божией воистину совершаются, и причащаясь, мы воистину причащаемся Тела и Крови Христовых. Относительно же отделившихся от нас мы не знаем и не можем знать, совершаются у них Святые Таинства или не совершаются. Ignoramus et ignoramus. Относительно же позиций отколовшихся группировок мм судить можем. Господь дал нам для у туги разум и совесть, и мы знаем, что их позиции неверны, неправы. Будем же держаться тоги, что открыл нам Господь, и не будем пытаться проникнуть в тайны, которые от нас сокрыты. Нас должна очень пугать возможность ошибиться и впасть в страшное кощунство, возможность назвать «пищей демонов» подлинные Тело и Кровь Христовы. Даже, когда великий святитель митрополит Антоний в 1927-29 гг. употреблял это выражение, оно было неполезно. Впрочем, митрополит Антоний употреблял его очень редко. Чаще всего его применял митрополит Серафим Парижский, впоследствии ушедший от нас. Но в те времена эти строжайшие выражения имели смысл и обоснование. От нас, от нашей Церкви отделились две группировки, под нашей властью находившиеся, за которых мы несли ответственность. Мы наложили на них, как на подведомственных нам, законные прещения, а они им не подчинились. Мы имели полное право на самое резкое осуждение их. Но через некоторое время тот же великий святитель и Авва отменил все эти прещения, примирившись с владыкой Евлогием и благословив заключить ту договоренность с Парижской и Американской группировками, которая внесла частичное примирение в Русскую Церковь за рубежом перед самой войной, что позволило перед сотнями тысяч и миллионами русских пленных и рабочих во время войны явить Церковь не разрозненной, а объединенной. О благодетельности этого я говорил подробно в брошюре «Зарубежная Церковь», заслужившей в прошлом году одобрение нашего Синода. Несколько десятков приходов в Германии присоединилось тогда к нашей там епархии. Этим актом опровергалось утверждение, что священнодействия отколовшейся части были безблагодатны, так как мы никого не перекрещивали, не перевенчивали, не перерукополагали. Отец Георгий Граббе как-то писал мне, что нельзя вести корабль Зарубежной Церкви зигзагами. Не будем же допускать таких зигзаг. Будем хранить путь митрополита Антония и митрополита Анастасия. Несмотря даже на то, что митрополит Евлогий грубо нарушил соглашение 1935 года и вернулся в юрисдикцию Константинопольского патриарха, митрополит Антоний не возобновил прежнего прещения на него. Зачем же возобновлять это сейчас, когда мы не имеем на то никаких канонических прав? Они нам неподсудны. Уже почти полстолетия они находятся в иной. Константинопольской юрисдикции. И мы никем не уполномочены судить Константинопольского патриарха и подведомственных ему клириков. «Кто ты, судяй чуждему рабу», говорит апостол Павел. Нам не дано даже титулярное звание «Судии Вселенной», принадлежащее Александрийскому патриарху. Мы - стоящая в правде заграничная часть Русской Церкви. И вот свой долг в отношении Русского Церкви и русского народа мы должны свято исполнять. Должны бережно хранить доставшееся нам от веков нашей истории сокровище: неповрежденное благочестие нашего народа, духовное и вещественное имущество русской Церкви, находящееся за границами России. Должны внимательнейшим любящим взором следить за всеми духовными процессами, совершающимися в среде нашего народа. Должны всячески помогать ему в его поисках правды. А внешних нам судить не дано. Если они будут пытаться созблазнить наших чад духовных, то мы должны противостать этому с кротостью и смирением. Правы и высоко полезны в этом отношении были послания нашего митрополита Филарет патриарху Константинопольскому или митрополиту Фиатирскому, указывающие на неправость их заявлений. Но сами мы переходить в наступление не должны. Апостолы даже в отношении распявших Христа Спасителя первосвященников, Анны и Каиафы сохраняли почтение и ходили на их служения, пребывая в храме, и участвуя в храмовом богослужении, возглавляемой Анной и Каиафой, пока те не отлучили их от храмового общения. Этому примеру должны и мы подражать. Не будем отлучаться от общения с Поместными Православными Церквами. Если же они нас отлучат, то мы, подражая апостолам, отрясем прах с наших ног пред ними во свидетельство им, и будем ждать Суда Христова. Сами же с судом и отлучением неподведомственных нам церковных общин и группировок торопиться не будем. Обратим внимание на то, что отлучения нас от всех Поместных Церквей очень добивается главный враг Христов в современной мире - советская власть через Московскую Патриархию. А защищает нас от этого действительно по причинам старания соблюсти благо Церкви, наш давний и постоянный друг - Сербская Церковь. Уже одно это должно служить указанием на то, что такое отлучение вредно для Церкви. Не будем же идти ему навстречу. Из сборника «Беседы о Священном Писании и о вере», издание Комитета русской православной молодежи, Нью-Йорк 1995 |