Архиепископ АЛЕКСЕЙ

Cлово архиепископа Алексея перед панихидой по в Бозе почившем Блаженнейшем митрополите Антонии

Произнесенное в Кременецком Богоявленском монастыре 3/16 августа 1936 г.
(перевод с малороссийского)
 

На днях в Бозе упокоился в Сремских Карловцах, в Югославии, великий светильник веры и благочестия – Блаженнейший митрополит Антоний. Никому не надо пояснять, кто был покойный, ибо его знал весь мир, а православные люди во всех местах, где они пребывают, целые полвека наслаждались творениями и добродетелями этого Отца Церкви, овеяннаго духом пророческим и апостольским. Ныне сошла с нашего церковнаго небосклона величественная по своей яркости звезда, и на земле ощутилась необыкновенная пустота. Митрополит Антоний занял почетное место в церковной истории наших дней и дело будущих историков осветить всесторонне его великое значение в Церкви Православной. Но уже и теперь можно сказть, что это был один из величайших святителей Православной Церкви, каких видал свет на протяжении веков. Всем своим существом, духом своих творений, характером своей деятельности митрополит Антоний вполне напоминает нам Отцов Церкви блестящего IV века, хотя черты великих святителей и других веков не были чужды ему. В нем была ревность духа Афанасия Великаго, ревность св. Николая, мужество и сила Василия Великаго, полная покорность Богу, безразличие к материальным вопросам и высота творчества Григория Богослова, неисчерпамаемая плодовитость и вдохновение Иоанна Златоуста, щедрость и безкорыстие Иоанна Милостиваго, ясность понимания св. канонов Патриарха Фотия и Патриарха Никона, котораго так любил и почитал митрополит Антоний, величие Вселенскаго Патриарха Иоакима, любовь к отечеству и государственная мудрость св. митрополита Киевскаго Алексия. Это была величина, создавшая эпоху, и потому не удивительно, что она также была источником «пререканий», так ка одни возносили его до небес, а другие не останавливались даже перед бранью по адресу почившаго. Правда неудовольствия митрополитом Антонием касались второстепенных в деле спасения вопросов, исключительно политических и национальных, но и это достовляло почившему большую скорбь, так, как эти вопросы наиболее возбуждают большинство людей.

Жизнь оправдала политические взгляды м. Антония и если бы в свое время ответственные элементы придавали значение пророческим предостережениям почившаго, то ни сам он, ни миллионы его сограждан не скитались бы по чужим краям. Что же касается своих национальных взглядов, то в последние годы своей жизни м. Антоний во многом их изменил, в соответствии с потребностями времени и с разумностью некоторых устремлений в национальных вопросах человеческой жизни. Если бы все таки нашлось что-либо отрицательное во взглядах покойнаго святителя, а также и в способах его деятельности, он сторицею искупил их в скорбях изгнанничества и потому сейчас м. Антоний встает перед нашим взором только как великий учитель веры и благочестия, как великий богослов и как исключительно добрый человек.

За Христову веру митрополит Антоний готов был каждую минуту отдать свою жизнь и отдал бы вместе с другими святителями-мучениками, если бы не воля Божия, которая через добрых людей вызвала его из ада неверия и безбожничества. Свидетелей же его благочести так много, что не знаешь на ком остановиться. Достаточно сказать что он был общим Аввою (т.е. учителем) всех монахов, которые в идее должны быть хранителями и образцом благочестия. На творениях Митрополита Антония целых пятьдесят лет воспитывались православные богословы и пастыри, из которых многие и сами выделились значительностью своих богословских трудов и еще больше своею выдающеюся работою на церковной ниве. Созданый почившим метод морального понимания догматов Св. Церкви облегчал знакомоство с его творениями и не богословам, почему научное влияние митрополита Антония простиралось далеко за границы церковных школ и установлений. Недаром же он был первым кандидатом на патриаршество.

Особенным авторитетом, благодаря своим богословским трудам, покойный пользовался заграницей. Именно там впервые включили его в плеяду отцов и учителей св. Церкви и мы сами были свидетелями того, каким авторитетом он пользовался на православном Востоке, как православный богослов.

Но может быть наибольшим источником популярности покойнаго среди самых широкихкругов была его исключительная доброта и любовь к людям. Весь его великолепный духовный облик светил добротою, от него как бы истекал источник доброты. И кто только не пользовался его любовью! Разве только то, кто не хотел. Достаточно сказать, что он мог бы иметь большое состояние, так как занимал крупныя должности, и мог иметь большой доход от своих творений, но все раздавал, беря даже взаймы на благотворение у своих келейников, и умер в нищете, так как остаток дней провел на хлебе доброты Сербскаго Патриарха.

И вот, если бы мы пожалели представить себе черты древних отцов и учителей Церкви, то в Бозе почивший митрополит Антоний действительно даст нам для этого наисовершеннейший образ. Поэтому не удивительно, что его блаженная кончина потрясла весь православный мир и вызвала в нем глубокую печаль. Действительно без него как то пусто стало на земле, где этот высоко поставленный светильник ярко освещал религиозно-нравственные пути человеческой жизни.

Наша православная Волынь имеет основание горячо откликнуться на общую печаль по поводу кончины митрополита Антония и сердечно с нею слиться, т.к. почивший долгое время окормлял ее, как Волынский Архиепископ. Тут кажется приобрел он и наибольшую славу, потому что чаще всего его имя соединялось с Волынью. Долгое время его так и называли – «Антоний Волынский». Но понятно не в слове дело, а в тех деяниях, которыми ознаменовалось служение на Волыни выдающегося архипастыря и которыя отошли вместе с ним в вечность. Мы разумеем здесь исключительно его мрхипастырскую деятельность, которая выявилась в духовном руководительстве паствою, в его частых объездах епархии, в его работе по обновлению наших исторических святынь, в его любви к нашим пастырям и пасомым.

Объезжая ныне приходы нашей Волын, часто видим старенькие антиминсы на св. престолах. На указание, что надо бы заменить их новыми, отцы настоятели показывают на них подпись митрополита Антония и говорят, что трудно разстаться со святынею, на которой находится священный автограф великаго архипастыря. Мы понимаем это и готовы объяснить любовь волынских архипастырей тем, что именно он обнаружил наши волынские православныя традиции времен св. Владимира, о чем не постеснялся открыто говорить в своих посланиях.

И мы уверены, что не найдется на Волыни приходской церкви, в которой бы горячо не помолились за почившаго, когда узнают, что митрополита Антония уже нет на земле. Начало этой молитвы положим, друзья мои, мы, собравшиеся в архиерейском храме нашего кафедральнаго города, чтобы совершить первую на Волыни панихиду за душу приснопамятнаго Святителя Святой Православной Церкви митрополита Антония. Сегодня как раз его день ангела. И если раньше в этот день мы возносили горячия молитвы о здравии его, то пусть же ныне вознесется сердечная молитва наша за упокой его души в селениях праведных. Аминь.

«Церква и Народ», Кременец Волынский – «Церковная жизнь» №1, 1936

[главная] [новости] [епархии] [история] [наше наследие]