Протопресвитер Михаил ПОЛЬСКИЙ

Исповедание правды

   Возникновение Свято-Богородицкого Скорбященскаго Собора и прихода в гор.Сан Франциско было исповеданием церковной правды группою местных православных русских людей, и нынешнее 25-летие существования этого собора и прихода является торжеством ея.

«Да вси едино будут» - заповедь Христа, Бога нашего, и церковное единство есть правда Божия, выражающая самую сущность христианства - любовь. Если кто был в единстве, а потом отступил от него, тот погрешил против этой правды и, конечно, любви. Но должны остаться и верные этому Божию и церковному закону.

Как всегда это бывает, первоначально, водворились у нас, в церковном зарубежьи, единство и любовь, а потом «пришел враг и посеял плевелы» раскола и вражды.

С конца гражданской войны, в 1920 г., русские зарубежные старо-эмигрантские епархии и приходы и ново-эмигрантские, беженские общины, которые также вскоре образовали епархии и приходы во всех частях света, окончательно разобщились «железным занавесом» большевизма со своим центральным церковным упарвлением в России и, согласием всего зарубежного епископата, объединились здесь под высшею властью общаго их Собора и одного Церковнаго Управления заграницей. Такое временное, впредь до соединения со свободной Русской Церковью, единое церковное управление явилось таким же необходимым и церковно-законным или каноническим учреждением для всей Зарубежной Русской Церкви, как и сама центральная церковная власть в России. Это утверждает и Указ Московского Патриарха (№ 362, 1920 г.) об управлении частями Русской Церкви в случае разобщения с ним и все каноны Церкви о принципе единства и соборности церковной власти.

Такое единение продолжалось пять лет, до 1926 г., когда американская епархия, носящая теперь название митрополии, под водительством митрополита Платона, вместе с западно-европейской епархией, нарушила единство, отпала от общения с прочими архипастырями и епархиями Зарубежной Русской Церкви, исключительно ради самовластия и безконтрольности ея главы.

Могли-ли быть и должны-ли были быть в это время в Америке православные русские люди, желавшие сохранить первоначальное и необходимое по церковному закону и христианской совести наше единство? Их не могло не быть. Не могло быть, чтобы среди православных в Америке никто не знал правды церковной. И Богородице-Скорбященская церковь в Сан-Франциско, и церковь Всех Святых в Нью-Йорке, явились в это время первыми свидетелями и глашатаями этой правды в Америке.

Невольной свидетельницей этой канонической и нравственной правды нашего единства явилась и история нынешней американской митрополии за эти 32 года.

Митрополит Платон, решившийся на раскол в 1926 г., сам участвовал в ноябре 1920 г. в учереждении Высшаго Церковнаго управления за границей и вместе с Митрополитом Антонием и другими иерархами испрашивал у Константинопольской Патриархии разрешение на организацию такового на территории последней. Получивши командировку в Америку, он в августе 1922 г. был назначен Архиерейским Заграничным синодом управляющим американской епархией, а уйдя после этого, от Заграничного Синода, в декабре 1927 г. объявил автокефалию американской церкви, которая не осуществилась и никем не была признана. После его смерти Митрополит Феофил, в 1935 г., возстановил единство с Заграничным Архиерейским Синодом и пробыл в этом единстве 11 лет, до конца 1946 г., когда променял его на единство с Московской подсоветской патриархией. Через год он отверг и это единство и митрополия осталась без каноническаго возглавления, в групповой обособленности ея епископов, вне Архиерейского Собора и Синода Русской Зарубежной Церкви, к которому дважды принадлежала. Эта попытка автокефалии или отделения от Русской Церкви навсегда в тяжкий момент ея жизни, и попытка общения с Московской Патриархией, с этим несчастным агентом и союзником большевицкой безбожной власти, суть очевидныя ошибки, сделанныя каждый раз в связи с отколом от Заграничнаго Архиерейского Синода, совершенно чуждаго таких путей. Общий совет всего зарубежного епископата, при руководстве и законном первенстве старейших, гарантировал бы для американской части Зарубежной Церкви лучшие пути.

Одинаковая принадлежность к Матери Русской Церкви всех зарубежных частей ея, одинаковые условия их разобщения с нею, временное положение всех в ожидании ея осовобождения и выражения свободной воли в устроении церкви, наконец требования христианской совести и церковных правил и законов настоятельно и всячески понуждают к единству в нашей Зарубежной Русской Церкви. Но все еще с огромными усилиями выдумываются невозможныя искусственныя и весьма легковесныя причины для продолжения раскола, который и неизвестно еще сколько времени продлится.

Однако, нельзя не торжествовать и не радоваться тому, что канонический путь в недрах нашей Американской Миссии-Епархии, со времени основания ея в 1794 году, по сей день никогда не прерывался. В критический момент истории нашей Миссии, в 1926-1927 годах, когда в связи с отделением ея от канонически устроенной церковной власти Заграничного Архиерейского Собора и Синода вернаго своей Матери - Русской Церкви, и учереждением самочинной автокефалии, каноническая нить ея существания могла порваться, она, эта нить была подхвачена и сохранена. Северо-Американская соборная Епархия продолжает в Америке каноническую юрисдикцию Заграничного Архиерейскаго Собора и Синода после выхода из нея митрополита Платона. Путь правды на территории нашей старой Миссии сохранился. Его продолжает держать здесь и по ныне Епархия Русской Зарубежной Церкви. [Северо-Американская и Канадская епархии часто восприниались как одна единая епархия Русской Православной Церкви заграницей, хотя эти епархии были разделены территориально].

Начало Епархии, этот Скорбященский Приход в г. Сан-Франциско, 25 лет тому назад возник только ради сохранения и продолжения, без всякого изменения, прежняго пути единства Церкви, который уже был в Америке, единства Церковнаго Зарубежья и с Русской Церковью (не с ея плененным возглавлением) и внутри себя самого, в самой Зарубежной Церкви.

Бог благословил этой Епархии укрепиться и принять ныне самый Заграничный Архиерейский Синод, церковную власть всего зарубежья. Когда-то в оправдание раскола говорилось, что Синод не может управлять митрополией, потому, что он далеко. Теперь он здесь. Шестнадцать лет, в общей сложности, Архиерейский Собор и Синод считался высоким хозяином митрополии. Для кого же он явился неприятным гостем, как не для тех, кто поступил не по правде.

И об этой правде нашего единства напоминала и всегда будет напоминать Епархия Русской Зарубежной Церкви в Америке. «Бельмом на глазу» для идущих путем колебаний в отношении к истине она была и будет доколе не возстановится здесь наше православное единство.

Знамя правды Божией высоко подняли 25 лет тому назад основатели Сан-Францисскаго Храма и Прихода в честь Божией Матери, которая есть «Всех скорбящих Радость».

Ей Самой «оружие прошло душу» от неправды людской в отношении к Ея Сыну. Она победила скорбь Свою в радости Его обретения, а потому и Сама стала радостью всех скорбящих, и скорбящих от неправды.

С болью в сердце пережита была православными людьми неправда раскола. Они за ним не пошли и благодатной помощью Божией Матери устояли днесь и укрепились. О сем они ныне радуются, торжественно празднуют и благодарят Бога.

Протопресвитер Михаил Польский
Сан-Франциско, 1952 год

К 25-летию прихода Всех скорбящих Радости

[главная] [новости] [епархии] [история] [наше наследие]