Прот. Петр ПЕРЕКРЕСТОВ (Сан-Франциско)

Взгляд на Русскую Церковь в ХХ веке святителя Иоанна,
Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Доклад на Всезарубежном пастырском совещании
Покровский храм, г. Наяк, 8-12 декабря 2003
 

Если бы задать вопрос любому члену нашей Русской Православной Церкви заграницей, да и любому православному, кто является самым выдающимся представителем нашей Церкви, вероятно ответ будет: святитель Иоанн (Максимович). В нем мы видим и верного архипастыря нашей Церкви, и аскета, и богослова, и молитвенника. Когда в предлагаемом сегодня вам докладе будет идти речь о мыслях Владыки Иоанна, о его взглядах на церковные вопросы, нам следует учесть, что его мысли, его взгляды, не просто мысли и взгляды богословски образованного иерарха, прекрасного знатока церковной истории и церковных канонов, но и святого, стяжавшего Духа Святого. Мысли и взгляды святителя Иоанна были сформулированы не только интеллектуально, но были выношены в его сердце посредством молитвы, пастырского опыта, преемственности духа его наставников и ежедневного совершения литургии.

Каковы главные нити, проходящие через все мысли, высказанные святителем Иоанном по вопросу Церкви в общем и Русской Церкви в ХХ веке в частности?

1. Церковь вселенная. «Христианство открывает смысл жизни всем людям и на все времена и потому только в нем можно находить ответы на все явления и вопросы жизни» [1] говорит св. Иоанн в слове при открытии Общества «Православное дело». Реальное восприятие вселенскости Церкви святитель Иоанн унаследовал не только от чтения святых Отцов Церкви, от богослужения, но и от своего аввы, Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого). В своей статье «В чем духовная сила Блаженнейшего митрополита Антония?» Владыка Иоанн написал следующее: «Он (Блаженнейший митрополит Киевский Антоний) был действительно вселенским святителем, вникавшим во все вопросы церковной жизни во всей вселенной, носившим в себе все ее болезни, словно всю тяжесть их поднявший на свои рамена... Глубоко веря в конечную победу Истины, он в то же время глубоко страдает всеми невзгодами в Церкви» [2]. Таков был митрополит Антоний, таковым был и святитель Иоанн.

В одном Слове при вручении жезла новому епископу (я подозреваю, епископу Антонию Бартошевичу), Владыка Иоанн следующими словами назидает новохиротонисанного: «Кроме забот о своих пасомых, надо также распространять веру Христову среди не познавших еще Истины. Проповедь Христова учения и веры во Христа и в Живоначальную Троицу есть исполнение долга, заповеданного Христом апостолам и неотъемлемый долг архипастырей и пастырей.

Ты должен нести Свет Христов всем неверующим во Христа, блистая светом своего жития и возвещая глаголы вечной жизни.

Следуя святым Василию Великому и Иоанну Златоусту, вознося за Божественной литургией молитву за всю Церковь, за всю вселенную, епископ должен знать не только свою область, но близко принимать к сердцу все, что происходит во всей Церкви Вселенской. Не вмешиваясь в дела тебе не подлежащие и не посягая на власть других епископов, старайся принести пользу где только можешь, братски помогая своим советом, где то нужно, а особенно своим примером стояния в истине и защитой ея.» [3]

2. Вторая нить, проходящая через все мысли, высказанные святителем Иоанном по вопросу Церкви вообще и Русской Церкви в ХХ веке в частности, следующая: врата ада не одолеют Церковь, несмотря на все ереси, расколы, несмотря на недостоинство и отступничество многих даже высокопоставленных служителей Церкви. «Бывали времена, когда, казалось, все силы адские напрягались, чтобы разрушить Церковь. Десятки тысяч мучеников одновременно предавались смерти, уничтожались до основания храмы, осквернялись святыни, гонима была Церковь языческими правителями, попиралась еретиками, раздиралась внутренними нестроениями. Но Церковь оставалась непобедимой и побеждала неправду» [4] («К церковному новолетию», 1946 г.).

В статье «Церковь –  Тело Христово» святитель пишет: «Последствия греха, еще не изгнанного окончательно из рода человеческого, действуют не только в отдельных людях, но через них проявляются и в земной деятельности целых частей Церкви. Постоянно появляются ереси, расколы, нестроения, отторгающие часть верных. Непонимание между поместными церквами, или частями их, издревле волновали Церковь и постоянно в богослужении слышатся моления о прекращении их» [5].

3. Третья нить, проходящая через мысли высказанные святителем Иоанном, именно по вопросу Русской Церкви в ХХ веке, касается отношения святителя к России. Святитель Иоанн был пропитан любовью к России, к ее истории, к ее святым, к ее святыням. Он глубоко переживал порабощение России безбожниками и был совершенно непримирим к безбожной власти, но верил, что если будет покаяние на Руси, то она восстанет: «Неужели нет и не будет больше Святой Руси?.. – писал святитель в 1938 году, – Не только на небе, а и здесь, на грешной земле продолжает быть Святая Русь. Власть богоборцев лишь поработила, но не уничтожила ее. Совет нечестивый, овладевший русским народом, чужд ему, ибо не имеет ничего общего с сущностью России... Отряхните сон уныния и лености сыны России! Воззрите на славу ее страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших!...» [6] В слове перед панихидой по Царю-мученику Владыка говорит: «Перед нами, перед русским народом, путь восстания – есть путь сознания греха и покаяние. Для возрождения России напрасны все политические и программные объединения: России нужно нравственное обновление русского народа» [7]. А в отношении советской власти особенно сильно сказано в составленной святителем Иоанном Покаянной молитве, читаемой в день убиения Царской Семьи: «Господи Боже отец наших... предал еси нас в руки беззаконных, мерзких отступников и человеком неправедным и лукавнейшым паче всея земли» [8].

Итак, перечислим те три основные положения, которыми пронизаны мысли св. Иоанна по поводу Церкви в общем, и Русской Церкви в частности: 1) Церковь вселенна и одна из ее главных задач – распространение веры Христовой среди еще не познавших Истины, 2) врата ада не одолеют Церковь, несмотря на все ереси, расколы, несмотря на недостоинство и отступничество многих даже высокопоставленных служителей Церкви, 3) Совет нечестивый овладел Россией, но через покаяние и обновление она восстанет.

Теперь перейдем к более конкретным высказываниям святителя Иоанна о Русской Церкви в ХХ веке. Мы постараемся словами Владыки ответить на ряд вопросов, особенно важных, как мне кажется, для участников нынешнего Всезарубежного пастырского совещания: Считал ли святитель Иоанна официальную Церковь в России (т.е. Московскую Патриархию) полностью отпавшей? Каково было отношение святителя Иоанна к митрополиту Сергию (Страгородскому) и его декларации? Являются ли Зарубежная Церковь и Московская Патриархия «частями» имеющими свои начала от одной «Матери-Церкви»? Возможно ли было, хотя бы в принципе, признание святителем Иоанном официальной Церкви в России и было ли таковое признание на деле?

Святитель Иоанн считал, что после водворения безбожной власти в России, Церковь разделилась на Церковь гонимую и Церковь в изгнании, образовались как бы две ветви одного древа. В 1946 году он писал: «Жестокая волна борьбы с Церковью прошла в наши дни в нашем Отечестве... Многие иерархи и бесчисленное множество священнослужителей было умерщвлено различными способами. Другие, памятуя слова Господни “егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий” (Мф. 10, 23) и следуя примеру многих святых Отцов древности, покинули тогда Родину и соединили под своим духовным водительством русских людей, нашедших себе прибежище в иных странах» [9].

Что из себя представляла Зарубежная часть Русской Церкви? «За рубежом России создалась Зарубежная Русь, духовно окормляемая Русской Зарубежной Церковной властью, по лицу всего земного шара стали устраиваться православные храмы, объединяющие вокруг себя православных людей, по преимуществу русских, но с ними и других народностей. Вместо Святынь, разрушаемых на Родине, появились новые за ее рубежом.

Зарубежная Церковь стремилась сохранить те духовные, а по возможности и вещественные, ценности, которые составляли богатство Русской Церкви, ответвлением коей она является и с коей продолжает быть единой.» [10]

Святитель Иоанн преклонялся перед мученическим и исповедническом подвигом иерархов, оставшихся в России в годы жесточайших гонений. В своей проповеди в день Всех святых в земле Российской просиявших, произнесенной в 60-х годах, святитель Иоанн восклицает: «Сияют угодники Божии в наше время. А сколько их на нашей несчастной измученной Родине! Сколько там священномучеников! Сколько там мучеников! Несть им числа. Сколько в различных местах сосланных наших святителей которые скончались и подобны своим житием тем святителям, которые были преследуемы во время иконоборчества и других ересей. И Петр Крутицкий, и Кирилл Казанский и многие иные, которые скончались где-то в неизвестности, которых и мощи никогда не будут, может быть, найдены, но сияют как свет пресветлый перед нашими духовными очами на русском небе. Все они, святые угодники Божии, прославленные и непрославленные, молятся за нас, показывают нам пример» [11]. В трудах и письмах святителя Иоанна мне не приходилось встречать само слово «сергианство», но о действиях м. Сергия он вкратце упоминал. О Катакомбной Церкви, как таковой, он не писал.

Каково же было отношение святителя Иоанна к декларации и узурпации церковной власти м. Сергием (Страгородским) и вообще к политике Церкви в Советском Союзе?

Владыке Иоанну не было свойственно делать резкие суждения в отношении духовенства под гнетом безбожников-атеистов. О митрополите Сергии святитель Иоанн почти не упоминает, кроме как в своей известной брошюре под заглавием: «Русская Зарубежная Церковь». Владыка Иоанн считал, что последнее письмо, в котором м. Сергий свободно писал то, что внутренне сознавал истинным, было письмо от 12 сентября 1926 года епископам находившимся заграницей. В этом письме м. Сергий писал: «Дорогие мои святители. Вы просите меня быть судьей в деле, которого я совершенно не знаю (речь идет о разногласии между русскими заграничными иерархами и митрополитом Евлогием –  прот. П.)... Может ли вообще Московский Патриарх быть руководителем церковной жизни православных эмигрантов... Едва ли мы с Вами увидимся еще в настоящей жизни, но уповаю, милостью Божией, увидимся в жизни грядущей» [12] (сокращения наши –  прот. П.).

Далее, в этой же брошюре, святитель Иоанн, не оправдывая митрополита Сергия, с жалостью пишет о нем: «Тюремное заключение, угрозы в отношении не только его (м. Сергия – прот. П.), но и всей Русской Церкви и лживые обещания советской власти сломили его: через несколько месяцев после своего любвеобильного письма заграничным иерархам, являвшегося как бы завещанием перед потерей внутренней свободы, митрополит Сергий издал декларацию, в которой он признал советскую власть за подлинно законную русскую власть, пекущуюся о благе народном, “радости которой суть наши радости и горести ея – наши горести” (декларация от 16/29 июля 1927 г.). Одновременно, согласно обещанию данному им советской власти, митрополит Сергий потребовал от заграничного духовенства подписки в лояльности советской власти.» [13] Святитель Иоанн считал, что если для находящихся в России и перенесших тяжелые страдания могли быть смягчающие обстоятельства их нравственной сдаче жестокой власти, то для находящихся на свободе и в сравнительной безопасности, в отношении подписки в лояльности никаких смягчающихся обстоятельств и оправданий не было, а наоборот, это противоречило здравому смыслу.

Что касается непризнания митрополитами Петром Крутицким, Агафангелом Ярославским, Кириллом Казанским и Иосифом Петроградским декларации м. Сергия, то святитель Иоанн был такого мнения, что митрополит Сергий был с этими иерархами единомышлен незадолго до подписании декларации, – это лишний раз подчеркивает несвободу действий м. Сергия. Владыка не умалчивает тот факт, что некоторые из этих иерархов прервали молитвенное общение с м. Сергием, как с «павшим и вступившим в союз с безбожниками»14, но у самого святителя Иоанна нет резких слов в адрес м. Сергия. Он далее в своей статье подчеркивает: «Как не признавшие декларации митрополита Сергия иерархи и паства внутри России, так и зарубежная ее часть не выходили из состава Русской Церкви.» [15], т.е. они ни в коем случае не были раскольниками, а продолжали составлять части Русской Церкви. Святитель Иоанн в своей брошюре о Зарубежной Церкви заключает, что «Декларация митрополита Сергия не принесла пользы Церкви. Гонения не только не прекратились, а еще усилились. К числу прочих обвинений со стороны советской власти, предъявляемых ею священнослужителям и мiрянам прибавилось еще одно – непризнание декларации. Одновременно по всей России прокатилась волна закрытия храмов.»[16], а ко времени Отечественной войны «Русская Церковь внутри России находилась в состоянии крайнего опустошения... /и/ в то же время митрополит Сергий, связанный обещанием данным советской власти, продолжал утверждать, что гонений на Церковь в России нет» [17]. Владыка Иоанн дал оценку декларации, оценку простую, оценку нравственного характера. Митрополит Сергия сломили и его действия, поскольку были продиктованы врагами Церкви, были вредны.

Стала ли Церковь в Советском Союзе после Декларации в глазах угодника Божия «безблагодатной»?

Среди бумаг святителя мы нашли машинописный текст, вернее, экземпляр, написанный под копирку, в котором Владыка излагает свои мысли по поводу выражения «советская церковь». Возможно, что этот текст – первоначальный черновик письма. Год письма 1963. Святитель пишет:

«...когда при митрополите Антонии начинали говорить о “неправильных действиях Церкви”, он останавливал, указывая, что действия иерархии нельзя приписывать Церкви, т.к. иерархия не является всею церковью, хотя и говорит от ея имени. На Каф. Константинопольской Павел Исповедник, Македоний, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Несторий, Прокл, Флавиан, Герман – одни сияли святостью, православием, другие были ересеначальники, но Церковь оставалась православной. Во время иконоборчества после изгнания Севернина, Никифора и др. не только их кафедры, но и большинство епископских замещалось арианами, другие Церкви даже не общались с нею, по свидетельству оставившего ересь и престол св. Павла, не желая общаться через иконоборцев, но все же Церковь Константинопольская оставалась православной, хотя часть народа и особенно гвардия и чиновники увлекались в иконоборчество.

Так и теперь понятно, когда употребляют выражение “советская церковь” обыватели, плохо знакомые с церковным языком, но оно неподходяще для ответственных и богословских разговоров. Когда вся иерархия Юго-западной Руси перешла в Униатство, то Церковь продолжала существовать в лице верующего православного народа, после многих страданий восстановившего свою иерархию.

Посему правильнее говорить не о “советской церкви”, каковой в правильном понимании слова “Церковь” не может быть, а о иерархии, находящейся в услужении советской власти» [18].

Главная причина, последовательно изложенная Владыкой Иоанном, невозможности общения Зарубежной Церкви с Московской Патриархией, заключалась в том, что Церковь в Советском Союзе не свободна, что она порабощенна, и что она не может изъявлять свою действительную волю. Владыка Иоанн не мог не верить, что она находится в таком положении большей частью не по своей воле, но в силу принуждения и насилия.

Святитель Иоанн считал, что нет вероучительных отклонений достаточно веских, чтобы считать официальную Церковь в России незаконной. Об этом особенно ярко свидетельствует разъяснительное Обращение к шанхайской пастве от 2 августа 1946 года. Нет возможности сегодня подробно изложить весь ход церковных событий в Шанхае в 1945-46 годах. Достаточно сказать, что по военным обстоятельствам с 1941 года на Дальнем востоке была прервана связь с Синодом Русской Православной Церкви заграницей. Положение в Шанхае было хаотичным. Русские эмигранты были бесподанными, советами велась сильнейшая пропаганда с призывом всем русским вернуться на «обновленную родину», где избран патриарх, открываются храмы и всем русским будет дана амнистия, царила некая эйфория по поводу победы союзных сил... [19] В Шанхае около 10,000 русских взяли советские паспорта. В июле 1945 года Епископский совет в Харбине принял решение о переходе в подчинение Московскому патриарху. В этой обстановке святитель Иоанн принимает решение и издает Указ №650 от 24 августа 1945 года о возношении имени патриарха Алексия (Симанского) за богослужениями. 28 сентября 1945 года Владыка Иоанн получает телеграмму из Женевы от Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви о том, что Синод действует. Тогда Владыка Иоанн, думается не без поддержки многих из его ближайшего окружения, а также осознавая что, как нам кажется, он принял поспешное решение о подчинении патриарху Алексею, возвращается к поминовению своей законной церковной власти в лице митрополита Анастасия. В разъяснительном Обращении шанхайской пастве Владыка Иоанн четко объясняет причину побудившую его сперва возносить имя патриарха Алексея за богослужением, а затем вернуться к поминовению своего священноначалия:

«...После разгрома Германии о судьбе Заграничного Синода не было никаких сообщений, и о том ходили разные слухи.

В конце июля прошлого года мы получили известие, что харбинские иерархи постановили просить святейшего Патриарха Московского о принятии их в свое ведение.

Мы немедленно написали архиепископу Виктору, что, не имея сведений о судьбе Заграничного Синода и не будучи вправе оставаться вне подчинения Высшей Церковной власти, мы должны также войти в сношение с святейшим Патриархом Московским и при отсутствии препятствий подчиниться ему... После Воздвижения Креста нами была получена радиограмма из Женевы от Митрополита Анастасия с уведомлением, что Синод действует... мы, сознавая необходимость подчинения Высшей Церковной власти, возобновили наши прежние отношения к Заграничному Синоду, получая от него отдельные указания и распоряжения и приводя их в исполнение... мы можем перейти в ведение другой церковной власти, лишь если нам будет о том сделано распоряжение той церковной властью, которой подчиняемся ныне, так как иначе явились бы нарушителями церковных канонов...» [20]

Шанхайское китайское духовенство недоверчиво и неодобрительно относилось и к Советской власти и к московской иерархии. Некоторые представители русского духовенства и прихожане считали, что Владыка Иоанн слишком внимает голосу своего китайского духовенства и, вообще, как бы в ущерб русскому делу, усердно поддерживает миссионерское дело среди китайцев. В ответ на это Владыка Иоанн в своем разъяснительном «Обращении» еще раз подчеркивает вселенскость своего восприятия Церкви и ее миссии в современном мiре: «Двери шанхайских церквей всегда были широко раскрыты для всех православных христиан. Объединяя по преимуществу русских людей, церковная наша жизнь всегда особенно сильно отражала все, связанное с нашей Родиной, и выражала чувства и чаяния преданных ей ее чад. В то же время и каждая другая народность, хранившая Православие, могла считать наши храмы своими... Каждый же в отдельности, без различия народности, одинаково мог и может получать в Церкви удовлетворение своих духовных потребностей и принимать участие в церковной жизни, подчиняясь установленным правилам. В Церкви Христовой “несть Эллин ни Иудей, варвар и скиф”, все одинаково суть чада Церкви, если учение Христово и законы церковные выше всех учений и законов.» [21]

Во второй половине этого разъяснительного «Обращения» святитель Иоанн излагает свой взгляд на Церковь в России и на Церковь за рубежом: «Стремясь к единой общей цели и действуя отдельно в зависимости от условий, в которых каждая из них находится, Церкви внутри России и за рубежом успешнее могут достигать как общую, так и свои особые задачи, имеющиеся у каждой из них, пока не настанет возможность полного их объединения.

В настоящее время Церковь внутри России должна залечивать раны, нанесенные ей воинствующим безбожием и освобождаться от уз, препятствующих внутренней и внешней полноте ея деятельности.

Задачей Зарубежной Церкви является предохранение от распыления чад Православной Русской Церкви и сохранение духовных ценностей, принесенных ими с Родины, а также распространение православия в странах, в коих они проживают.» [22]

Святитель Иоанн неоднократно подчеркивал, что Церковь в России не свободна, что именно ее несвобода препятствует общению частей Русской Церкви: «Будучи частью Русской Церкви, мы не можем общаться с церковной властью, подчиненной и порабощенной властью Церкви враждебной... Церковная власть в России находится в таком положении, что мы не можем отделить и понимать, что делается ею свободно, а что по насилию.

Церковная власть в России есть образ пленения и духовного бессилия: нет ни свободной воли, ни свободного проявления.

Нам не с кем общаться: свободной церковной власти нет!» [23]

А главная причина существования зарубежной части Русской Церкви – ее свобода: «Во имя свободы Церкви, Зарубежная часть Русской Церкви начала свое независимое существование и будет продолжать его, доколе существуют причины его вызвавшие» [24]. Святитель говорит о причинах в множественном числе, но не перечисляет их.

Суммируем основные взгляды св. Иоанна на Русскую Церковь в годы лихолетия:

1) Церковь в России (Московский Патриархат) и Русская Церковь заграницей – две части Русской Церкви имеющие общую цель, но действуя отдельно зависимо от условий.

2) Митрополит Сергий был сломлен и его деятельность не принесла пользы Церкви.

3) Главная причина, последовательно изложенная св. Иоанном, препятствующая единению двух частей Русской Церкви – несвобода Церкви в России.

Из всех попавшихся мне в руки проповедях, статьях, письмах и письменных высказываниях святителя Иоанна я ни разу не встречал слова «безблагодатная» или «еретическая» в адрес какой либо Поместной Церкви. Владыка Иоанн этими словами не пользовался. Отношение святителя Иоанна даже к отпавшим и заблудшим было милостивым. В упоминаемом выше обращении к новопоставленному епископу св. Иоанн говорил: «Наипаче ты должен спострадать недугующим грехами, невежествующим и заблуждающим, состраданием и любовью извлекая их из рова погибели и возводя на путь спасения» [25].

Владыка был непримирим к новшествам, к обновленчеству, к отступлениям в Поместных Церквах. В 1938 году, в докладе «Положение Православной Церкви после войны», Владыка Иоанн считал, что, «мы (верные Русской Зарубежной Церкви – прот. П.) должны твердо стоять на почве церковных канонов и не быть с теми, кто от них отступает. В прежнее время для изобличения канонических неправильностей Поместной Церкви с ней прерывали каноническое общение. Русская Зарубежная Церковь не может действовать таким путем, т.к. положение ее не вполне определилось. Посему она не должна прерывать общение с другими Церквами, если они первые не сделают этого шага. Но, и поддерживая общение, она не должна молчать о нарушениях церковной правды...» [26] Вопрос о нарушении вопроса церковной правды тревожил святителя Иоанна. В приведенной цитате святитель с одной стороны говорит, что нельзя быть с теми, кто отступает от церковных канонов, а с другой – что не надо прерывать общение с другими Церквами.

Незадолго до своей кончины Владыка Иоанн был озабочен некоторыми новыми веяниями в мiре православия. Он до последнего издыхания был непримирим к новшествам, к отступлениям и модернизму, но был лишен каких-либо проявлений узости и фанатизма. В декабре 1965 года, святитель Иоанн ответил на опрос Преосвященных Зарубежной Церкви о желательности созыва Третьего Всезарубежного Собора следующее: «Относительно созыва Собора с участием клириков и мiрян... считаю, что такой Собор желателен и крайне необходим... (На нем) должен громко прозвучать голос зарубежья против продолжения гонений на веру, нужно выразить сочувствие и духовное единство страждущим там за веру нашим братьям и сестрам... Должно быть также выявлено отношение к предпринимаемым новым течениям Ватикана, к экуменическому движению и твердое стояние Зарубежной Церкви в православии и святоотеческих Преданий... Желательно до того и после сделать попытки восстановить единство Русской Церкви зарубежом, и во всяком случае смягчив предварительно отношения с отколовшимися от Нея частями...» [27].

Желал ли и верил ли великий подвижник ХХ века, что должно наступить объединение двух частей Русской Церкви? Да, он этого чаял и верил, что это наступит, но сроков не указывал.

«Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с Ней, когда исчезнут причины разъединявшие их» [28].

Следует учесть, что при всех своих взглядах и поступках, святой Иоанн действовал соборно и в послушании Высшей Церковной Власти, даже если он всецело не был согласен с какими-либо ее решениями и действиями. В своем слове при вручении посоха епископу Иоанну Сен-Денисскому (Ковалевскому) Владыка Иоанн предупреждает его: «В сем (архиерейском – прот. П.) служении не полагайся излишне на свои силы и на свое знание, но пользуйся советом старших и более умудренных опытом иерархов... Помни данные тобою ныне обещания и сохраняй послушание стоящей над тобой церковной власти» [29]. Когда святитель Иоанн писал о том, что настанет час возвращения (он в 1946 году говорил именно о возвращении, а не воссоединении или объединении) иерархов Русской Зарубежной Церкви на Родину, то: «...иерархи Зарубежья не должны действовать разрозненно, и вся Зарубежная Церковь вкупе должна представить Всероссийскому Собору свои деяния, совершенные во время вынужденного разъединения» [30]. Святитель Иоанн считал, что вопрос разъединенных частей Русской Церкви может решаться не иначе, как на Всероссийском Соборе.

Итак, из вышеизложенного можно заключить, что при разговоре о возможном единстве двух частей Русской Церкви, согласно святителю Иоанна, в недрах Русской Зарубежной Церкви должно быть соблюдено четыре обязательных условия:

1) Зарубежная часть Русской Церкви должна сохранить самое главное, что вызвало ее существование – свободу, и не забывать о задаче распространения православия в инославном мире.

2) Русская Зарубежная Церковь должна сочетать сострадание и любовь с твердым стоянием в истине.

3) Любое решение касающееся судеб Русской Церкви должно быть принято не разрозненно, а вместе, единомысленно.

4) Вопрос единения должен быть разрешен конкретно на Всероссийском Соборе.

Святитель Иоанн, его молитвы и его взгляды на Русскую Церковь в ХХ веке могут быть тем ключом, тем ориентиром, которые приведут к церковному, каноническому и богоугодному разрешению вопроса, который беспокоит всех истинных чад Русской Церкви, и, что несмотря на все невзгоды в Церкви, как верили и митрополит Антоний и святитель Иоанн, победит Истина.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Архиепископ Иоанн (Максимович), Слово при открытии Общества «Православное Дело» // Вестник Православного Дела №1, Женева, 1959, С.4.
[2] Святитель Иоанн, В чем духовная сила духа Блаженнейшего митрополита Антония?, Слова, Сан-Франциско, 1994, С. 272.
[3] Архиепископ Иоанн. Слово при вручении жезла N, машинопись, архив Западно-Американской епархии, Л. 62Б.
[4] Архиепископ Иоанн. К церковному новолетию // Шанхайский листок №726, Шанхай, 1946, С.1.
[5] Святитель Иоанн, Церковь – Тело Христово, Слова, Сан-Франциско, 1994, С.137.
[6] Святитель Иоанн, 950-летие Крещения Руси, Слова, Сан-Франциско, 1994, С. 211-213.
[7] Святитель Иоанн, Слово перед панихидой по Царю-Мученику, Слова, Сан-Франциско, 1994, С.234.
[8] Дополнительный Требник, Покаянная молитва читаемая в день убиения Царской Семьи, Джорданвиль, 1961, С. 579.
[9] Архиепископ Иоанн. К церковному новолетию, С. 2.
[10] Там же.
[11] Святитель Иоанн, Слово в день Всех святых в земле Российской просиявших, Слова, Сан-Франциско, 1994, С. 187-188.
[12] Архиепископ Иоанн, Русская Зарубежная Церковь, издание 2-е, Монреаль, 1979, С. 7.
[13] Там же. С. 8.
[14] Там же.
[15] Там же.
[16] Там же. С. 9.
[17] Там же. С. 13.
[18] Архиепископ Иоанн, машинопись, архив «Русского пастыря», Л. 58А.
[19] Иоанн Чудотворец в России, Благо, Москва, 2002, С. 14. В воспоминаниях выходца из Шанхая, Олега Даниловича Абатурова, говорится о причинах, почему многие русские уехали из Шанхая в Советский Союз: «Была советская пропаганда в Китае: выходил “Огонек”, советские фильмы, советское правительство советуется с народом, обеспеченная старость, каждому пенсия (этого в Китае не было), дружба и доброта советских людей, богатые застолья с поросенком, гостеприимство. Перед отъездом все старые вещи выбросили, чтобы не стыдно было в Союз ехать. Сначала Советы хитро вывозили детей, хорошо устраивали и агитировали писать родителям и хвалить жизнь в Союзе...»
[20] Архиепископ Иоанн, Православной пастве шанхайской благодать и мир от Святой Живоначальной Троицы! (издано отдельной брошюрой), Шанхай, 2 августа 1946.
[21] Там же. С. 6.
[22] Там же. С. 4-5.
[23] Архиепископ Иоанн (Максимович), Слово Высокопреосвященного архиепископа Иоанна // Вестник Православного Дела №4, Женева, 1960, С.5.
[24] Архиепископ Иоанн, Слово на открытии Епархиального съезда Западно-Европейской епархии (1960 г.), Слова, Сан-Франциско, 1994, С. 251.
[25] Слово при наречении N.
[26] Епископ Иоанн (Шанхайский), Положение Православной Церкви после войны, Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей, Белград, 1939, С. 400.
[27] Архиепископ Иоанн, Отзыв Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви заграницей, 1/14 декабря 1965, архив Западно-Американской епархии.
[28] Русская Зарубежная Церковь, С. 18.
[29] Архиепископ Иоанн, Слово при вручении посоха епископу Иоанну, Сен-Денисскому // Русский пастырь №37-38, Сан-Франциско, 2000, С. 8-9.
[30] Православной пастве шанхайской благодать и мир от Святой Живоначальной Троицы!, С. 8.

[главная] [новости] [епархии] [история] [наше наследие]